https://www.high-endrolex.com/21

Завершилась реставрация фасадов внутренних дворов Российского этнографического музея. Они задали много загадок как специалистам, так и тем, кто интересуется историей петербургской архитектуры.

По словам директора РЭМ Владимира Грусмана, лицевые фасады здания несколько раз подновляли и дважды капитально реставрировали. Первый раз – к 300-летию Петербурга. Второй – три года назад, когда был воссоздан первоначальный вид портика. Дворовые же фасады не трогали как минимум 40 лет, столько Грусман работает в музее. В прошлом году был отреставрирован первый двор, который расположен ближе к Садовой улице, сейчас – второй и третий.

Когда проходишь из первого двора во второй, замечаешь вбитые в здание два мощных «костыля», на которых, по замыслу Василия Свиньина, автора проекта тогда Этнографического отдела Русского музея, должны были крепиться ворота между дворами. Замысел архитектора не был реализован полностью. Дворы в сторону Михайловского сада остались незамкнутыми, «костыли» повисли в воздухе…

На реставрацию второго и третьего дворов – двух лепных фризов на боковых фасадах Мраморного зала, лепнины под карнизами и козырьков над окнами, выходящими на фасад главного здания, а также каменного обрамления цоколя – Министерство культуры выделило РЭМ 50 млн рублей.

На очищенных фризах теперь хорошо виды грифоны среди рогов изобилия. Это изящное украшение означает: Свиньин создавал пространство двора, как доступное посетителям Этнографического отдела.

Известно, что в Мраморном зале на постаментах, которые ведут к лестницам, стояли бронзовые грифоны. Возможно, они создавались по единому эскизу. По мнению директора музея, явно прослеживается общая идея, объединяющая изображения грифонов на данных фризах и классицистические барельефы на главном фасаде, выходящем на Инженерную улицу. Кстати, один из персонажей, возможно (во всяком случае так гласит музейное предание), Александр III. Главный фасад украшают гербы губерний и двуглавый орел на фронтоне. Оригинальный герб был срублен, предположительно, в 1927 году к 10-летию Октябрьской революции. Важным украшением фасада является редкое отдельное изображение Георгия Победоносца…

Расшифровка всей символики музейных фасадов – интересная задача для специалистов по петербургской архитектуре, РЭМ намерен их пригласить. Задача усложняется тем, что никаких чертежей Свиньина или других документов, которые могли бы пролить свет на его замысел, пока не обнаружено. После революции Свиньин, скорее всего, уничтожил все бумаги, на которых имелись царские подписи.

После короткой экскурсии по дворам наша газета поинтересовалась судьбой проекта Михаила Мамошина, который предполагает строительство во дворе РЭМ фондохранилища для двух музеев – Русского и Этнографического. Владимир Грусман сообщил, что недавно найдено еще несколько документов XIX века, которые свидетельствуют о существовавших россиевских постройках во дворах Этнографического музея. Недавно проект Мамошина обсуждался экспертами в Министерстве культуры. Они сделали ряд замечаний, но высказались за продолжение работы.

Летом должно состояться совещание по фондохранилищу в российском правительстве. Музей рассчитывает на положительное решение.

https://www.high-endrolex.com/21