С 30 апреля по 17 июня в Аптекарском приказе Музея архитектуры им. Щусева проходит выставка «Памятникам Авангарда быть!».

1200_2704

В области проблем охраны архитектурного наследия России памятники советского авангарда попадают в зону особого риска. Тому есть ряд причин: изначально низкое качество строительства, осуществлявшегося в условиях военного коммунизма, неграмотная эксплуатация сооружений на протяжении всего их существования, но главное – отсутствие понимания истинной ценности конструктивистского наследия для отечественной истории и культуры в стране. В то же время, культурной общественностью признано, что советский авангард является главным вкладом России в мировую культуру ХХ века. Проблема усугубляется отсутствием опыта сохранения наследия 1920-х и запущенностью его состояния, грозящей обернуться необратимыми потерями.

Цель выставочного проекта, инициированного Минкультуры России — выявить и обозначить вектор государственной политики, флагманом которой является Министерство культуры РФ, направленной на сохранение конструктивистского наследия и его введения в мировой культурный оборот.

Выставка демонстрирует, что защита архитектурного наследия – это не только активность общественных инициатив, но и большая работа государственных учреждений по принятию стратегических решений и обеспечению их реализации. Экспозиция посвящена идеям и проектам, вырабатываемым и поддерживаемым Министерством культуры РФ, в контексте обзора памятников советского архитектурного авангарда не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей России.

В фокусе внимания выставки 5 конкретных примеров: Дом К. Мельникова в Кривоарбатском переулке в Москве (1927–1929), Фабрика-кухня завода имени Масленникова в Самаре (1932), Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице в Москве (1929–1931), Драматический театр в Ростове-на-Дону (1930–1935), Белая башня в Екатеринбурге (1928–1931).

Выбранные примеры относятся к практике последних лет, наиболее наглядно демонстрирующей подходы к решению проблем конструктивистского наследия и инструменты, при помощи которых удается их решать. Наиболее традиционный путь — финансирование реставрации памятника без изменения его функции выделением целевых средств федерального бюджета (Театр в Ростове-на-Дону); музеефицирование памятника с его последующей научной реставрацией (Дом Мельникова в Москве) – становится закономерным развитием традиционной практики, когда проблема сохранения памятника требует его превращения в музей; в последние годы с успехом продвигается подход, подразумевающий использование памятника под новую культурную функцию с соответствующим приспособлением (Фабрика-кухня в Самаре); более масштабный подход предлагает новое использование памятника с приспособлением под мощную культурную функцию, влекущую регенерацию всей прилегающей территории (Гараж на Новорязанской улице в Москве); наконец, поддержка местных инициатив, направленных на спасение памятника, выделением из государственного бюджета целевого гранта (Белая Башня в Екатеринбурге) также является инструментом, позитивно влияющим на судьбу памятника.

 /www.muar.ru/