ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ БАРОНА ШТИГЛИЦА: ШТРИХИ К ИСТОРИИ

https://www.high-endrolex.com/21

Величественные некогда промышленно-архитектурные корпуса фабрики барона Александра Людвиговича Штиглица, расположенные в микрорайоне Парусинка Ивангорода Ленинградской области, разрушаются на глазах, буквально, прорастая растительностью. Корпуса известной льнопрядильной мануфактуры на протяжении нескольких десятилетий ветшают – не эксплуатируются и не ремонтируются. Время не пощадило мощный комплекс промышленных зданий, однако, до наших дней сохранился уникальный раритет, принадлежащий государству и представляющий историко-культурную ценность, – старинные ткацкие станки.

С 1987 года фабрика является выявленным объектом культурного наследия. В 1992 году производство встало. В 2010 году, спустя 18 лет, принадлежность архитектурного памятника была отнесена к федеральной собственности ТУ Росимущества в Ленинградской области. В 2014 году территориальным управлением переданы компании ООО «ВАКРУС» части зданий пяти корпусов фабрики в долгосрочную аренду сроком на 49 лет. Генеральный директор ООО «ВАКРУС» – Фёдор Леонидович Ноздря, который во времена Советского Союза являлся директором передовой текстильной фабрики барона Штиглица.

ООО «ВАКРУС» – это небольшой производитель строительного утеплителя из джутовых волокон и единственный арендатор на гигантской территории мануфактуры. Ноздря, зная, что фабрика является объектом культурного наследия, за 6 лет аренды не проводил противоаварийные мероприятия по сохранению памятника и не соблюдал требования, «чёрным по белому» прописанные в договоре аренды. Также ООО «ВАКРУС» успело «захватить» некоторые помещения фабричных корпусов самовольно, не указанных в договоре, производя в них уплотнитель, что противоречит каким-либо нормам противопожарной безопасности.

В 2017 году, когда право оперативного управления было зарегистрировано за Агентством, объект был передан уже с арендатором. С момента исполнения функций арендодателя Агентством установлено неудовлетворительное состояние фабрики, а также регулярно фиксировались нарушения условий договора аренды в присутствии генерального директора ООО «ВАКРУС» Фёдора Ноздри. Законные официальные требования Агентства арендатор игнорировал.

В результате длительного недобросовестного поведения и бездействия арендатора в отношении объекта культурного наследия в ноябре 2020 года Агентством в адрес организации направлена досудебная претензия с требованием в установленный срок устранить выявленные нарушения, после получения которой ООО «ВАКРУС» ни коем образом не отреагировало. Агентство обратилось в Арбитражный суд, который принял решение о принудительном выселении арендатора из занимаемых им помещений. Теперь выселением занимаются судебные приставы. Но выселить арендатора не удается даже по решению суда.

Кроме того, в ноябре 2020 года фонд «Наследие барона Штиглица», в учредителях которого потомки знаменитого банкира и промышленника, также заинтересованный в сохранении и восстановлении фабричного комплекса, проинформировал филиал Агентства по Северо-Западному федеральному округу о том, что за фабричным забором слышны звуки резьбы металла. Арендатор распиливает уникальные исторические станки (каждый станок весит около тонны), являющиеся объектами культурного наследия, и транспортирует их в морских контейнерах для дальнейшей сдачи на металлолом, обосновывая свои действия тем, что станки – это его личная собственность. При этом оборудование находится в тех помещениях, которые де-юре никто не арендовал.

Данный факт был зафиксирован директором филиала Агентства по СЗФО Артёмом Александровичем Джонсом, о котором незамедлительно сообщил в прокуратуру и полицию. Уполномоченным органом государственной охраны – Комитетом по культуре Ленинградской области 9 декабря 2020 года в отношении ООО «ВАКРУС» возбуждено административное производство. Даже вмешательство полиции не помогло – Ноздря продолжал распиливать раритет.

Стоит отметить, что инцидент с Ноздрёй активно заинтересовал представителей СМИ. В декабре 2020 года арендатор регулярно отказывал ведущим журналистам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также сотрудникам Агентства в доступе на территорию фабрики, которая является федеральной собственностью. Федор Ноздря – человек, возомнивший себя полноправным и единственным хозяином фабрики, а, по факту, он – рядовой арендатор малой части объекта, являющего памятником исторического и культурного наследия. До настоящего времени, даже в рамках вступившего в 2020 году в законную силу решения суда, арендатором не освобождена фабрика.

Сохранение промышленного наследия барона Штиглица – задача не только Агентства, но и государства в целом. Агентство заинтересовано в скорейшем разрешении сложившейся ситуации – наказании виновных в бездействии, а также возбуждении уголовного дела в отношении Ноздри.

https://www.high-endrolex.com/21