https://www.high-endrolex.com/21
Арендатора для кронштадтских фортов «Обручев», «Риф» и «Батарея Южная №1» снова будут искать на торгах. Срок все тот же — 49 лет. А вот минимальная ставка — один рубль.
Форты Кронштадта уйдут за рубль
Сергей Куликов/Интерпресс

Прежде чем пойти на такие уступки бизнесу, Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры предприняло ряд попыток сдать форты подороже. Теперь арендная плата будет установлена путем аукциона, стартовая цена на котором составит 1 рубль, а сроки проведения работ по сохранению зданий будут увеличены.

Из двух десятков фортов Кронштадта девять принадлежит Минобороны, еще столько же годами ожидает своего комплексного возрождения. На сегодня Агентству по управлению и использованию памятников удалось найти инвесторов только для трех оборонительных сооружений острова Котлин. Одна из таких историй успеха — форт «Константин», используемый АО «Третий парк»: там проходят популярные фестивали, спортивные события, работает веревочный парк, организуются морские прогулки и, в отличие от большинства других фортов, туда можно попасть посуху.

В 2011 году агентство выставляло форт «Обручев» за 2,5 миллиона рублей в год, и даже был желающий – ООО «Транснефтепродукт», но как раз из-за того, что участник заявился всего один, торги не смогли стать легитимными. Схожая история произошла и с «Батареей Южной №1», которую выставляли по стартовой цене 333,5 тысячи рублей. Теперь государство готово  отдать форты практически даром, если инвестор гарантирует сохранность объекта. Гарантия должна быть подтверждена задатком, размер которого варьируется от 2,7 до 3,6 миллиона рублей за форт.

Форт «Батарея Южная №1»

Возможность сдать памятники за рубль предусмотрена 966-м постановлением правительства России, подписанным в 2015 году и разрешающим особый порядок передачи в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. По условиям договора, арендатор обязан провести работы по сохранению объекта в течение семи лет со дня подписания акта приема-передачи.

Нынешние торги на право заключения договоров аренды Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры проводит в течение двух дней подряд. Памятники выставлены разными лотами. 5 апреля подведут итоги по 1-му Южному форту, 6 апреля — по фортам «Обручев» и «Риф».

После апрельских торгов последуют новые. Глава АУИПИК по Северо-Западу Валерий Буровенков рассказал «Фонтанке», что в настоящее время идет подготовка документов по фортам «Тотлебен» («Первомайский»), «Батарея северная №2» и «Батарея северная №5». Перспективы чиновник оценивает достаточно высоко.

«В процессе мероприятий, которые проводились на фортах и на различных встречах, интересанты были, – рассказал он «Фонтанке». – Мы попытались создать им комфортные условия, и я думаю, что в перспективе это сыграет определенную роль. Я не хочу загадывать, что форты оторвут «с руками и ногами», но у меня проходили встречи с людьми, которые хотели бы эти форты сохранять».

Состояние фортов оптимизма не внушает: там нет даже элементарных коммуникаций — ни электричества, ни водопровода. Неудовлетворительное состояние зафиксировано по всем пунктам – от крыши до перекрытий. За исключением фундаментов: их обследование вообще не проводилось (согласно документации по фортам «Риф» и «Обручев»). По приблизительным оценкам главы филиала АУИПИК, только на консервацию одного форта необходимо порядка 20 миллионов рублей.

Форт «Обручев»

Отягчающим для инвесторов является обстоятельство, что на объектах культурного наследия запрещено новое строительство, не направленное на сохранение памятников истории и культуры. Таким образом, там могут появиться только временные конструкции.

Что касается форта «Риф» – ситуация еще сложнее. Хотя он и не является островным, более доступным это его не делает: от «цивилизации» отделяет территория природного заказника «Западный Котлин», образованного в 2012 году для защиты мест гнездования и массовых стоянок водоплавающих и околоводных птиц, а также черноольховых лесов и приморских растительных сообществ. Сам форт стоит на мысу за ее пределами, но в скором времени также может оказаться на территории заказника.

Форт «Риф»

«Мы подготовили проект постановления о создании на западной оконечности острова Котлин памятника природы регионального значения с названием «Риф», площадью 16 гектаров, – рассказала «Фонтанке» директор подведомственного комитету по природопользованию ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга» Татьяна Ковалева. – Сейчас этот проект постановления согласован, находится на подписании у вице-губернатора и будет направлен на этой неделе для рассмотрения в юридический комитет администрации губернатора Санкт-Петербурга».

По словам Ковалевой, единственная дорога, которая сейчас ведет на форт «Риф», пребывает «в разрушенном состоянии» и фактически состоит из одной полосы. А так как проходит она по территории заказника «Западный Котлин», расширена быть не может. Кроме того, чтобы арендатор просто даже смог пользоваться ею, придется вносить изменения в постановление правительства.

«Чтобы отремонтировать и использовать существующую дорогу, нужно будет внести изменения в постановление правительства о государственном заказнике «Западный Котлин», которое говорит о том, что по дороге проезд от форта «Шанец» до форта «Риф» запрещен всем, кроме воинской части и деятельности по сохранению заказника», – рассказала Ковалева.

Таким образом, сейчас инвестор может попасть на «Риф» лишь морским путем.

Кроме того, к форту прилегает никем не используемая территория с 11 зданиями, построенными для нужд Минобороны. По поводу ее использования у Агентства и у Дирекции взгляды разные: первое хочет оформить ее на себя и сдавать арендаторам вместе с фортом, а вторая считает, что земли должны отойти из федеральной собственности в городскую и войти в реестр охраняемых. По мысли ведомства Ковалевой, таким образом люди могли бы свободно гулять по заказнику – соблюдая его правила, в том числе, не разводя костров, – и любоваться памятником, сохранение которого все-таки осталось бы подконтрольно АУИПИК.

О положительном эффекте создания заказника говорят и местные краеведы, которые, к слову,  спасают еще один форт Кронштадта — батарею «Демидов», расположенную на территории Котлина. Она была оставлена военными, но официально ни на кого не переоформлена. Чтобы пресечь мародерство, Клуб краеведов обеспечил батарее охрану и даже пытается своими силами организовать туда приток туристов. Благодаря этой частной инициативе форт не был разорен и замусорен, как это произошло с островными сооружениями, куда частенько приезжают любители шашлыков.

Как помочь островным фортам — не знают и общественники. В успешные поиски арендатора здесь верят мало: острова полностью заняты оборонительными сооружениями, другое строительство там невозможно, а архитектура фортов оставляет весьма тесное пространство для фантазий: разве что тюрьму сделать. Сквозь трехметровые стены не проникает даже сотовая связь.

Люди искусства смотрят на будущее фортов с куда большими надеждами. Среди них – режиссер Ксения Храбрых, создавшая инсталляцию «Архитектурное безвременье», позволявшую зрителям совершать виртуальные путешествия по фортам Кронштадта. Она верит, что, если сотрудничать с урбанистами и вкладываться не только в реставрацию, но и в оригинальную раскрутку места, форты получится сохранить и сделать популярными у горожан, как это произошло, например, с достаточно отдаленной от города Резиденцией КвартаРиата (Петергоф).

«У фортов очень сильная энергетика, – вспоминает она. – Когда я их объезжала в первый раз, я сразу поняла, что буду делать историю именно про них. Выбор стоял между несколькими объектами, но именно форты дышали историей, и для меня это было важно».

Ксения считает, что форты могут великолепно подойти и для создания музейных комплексов, и для отелей, и для творческих резиденций, но для этого необходим свежий взгляд и — смелость.

Алина Циопа,
/Фонтанка.ру/

https://www.high-endrolex.com/21