Хрупкость конного наследия

Статья приурочена конференции «Историко-культурное конное наследие России и Европы. Экономика, спорт, туризм и окружающая среда», организуемой в рамках Международного культурного форума в Санкт-Петербурге в 2017-м году.

IMG_3668

Доминик Сигварт

В 2017-м году, когда у каждого (или почти у каждого) жителя западного мира есть собственный автомобиль, и когда небо покрыто следами от пролетающих гражданских самолётов, перевозящих группы путешественников со всего мира, держу пари, что историкам 25-го века будет трудно понять ту страсть, которая наполняет сегодня всадников, которые прикладывают многолетние усилия и проходят длительное и подчас строгое обучение для того, чтобы управлять одним животным
 — хрупким
, неудобным
, медлительным
, требующим долгой дрессировки, рентабельным короткое время, пугливым, требующим самого пристального ежедневного внимания, даже во время выходных и отпуска.

Мотоцикл либо автомобиль намного более просты в управлении и использовании. Водительские права можно получить за один месяц. Навигатор, кондиционер и другие изобретения, создающие комфорт, теперь стали неотъемлемой частью жизни.
Прогресс очевиден, и никто не думает о том, чтобы вернуться к лошадиной тяге.

И всё-таки!

Если бы вы представляли себе то счастье, которое испытываешь ранним утром, выходя из конюшни с этим великодушным компаньоном, двигаясь по дороге в замёрзший манеж, где в одиночестве, либо только в присутствии внимательного собрата, вы будете работать над фигурами Высшей школы верховой езды и сложными элементами.

Если бы я мог поделиться с вами той искренностью, которая царит вокруг, когда вы находитесь лицом к лицу с животным, которое знает вас лучше, чем вы сами, и которое помогает раскрыть вашу истинную душу, без подхалимства и лицемерия.
Если бы вы могли представить себе ту глубокую радость, которую испытываешь, когда учишься и когда достигаешь успехов в работе над каждым элементом, например, в переходе от шага к галопу.

IMG_3669

Что же остается от той работы, которая повторяется сотни раз за время жизни наездника? Фотография? Память об имени незабываемой лошади? Ритм некоторых грациозных шагов? Хвалебное, но сдержанное слово учителя своему ученику?

От этих мгновений благодати часто не остается ничего, и всадник уносит их с собой в могилу.

А манежи, эти волшебные места, эти храмы верховой езды превращаются в ангары, амфитеатры и магазины. Опустевшие конюшни трансформируются в офисы, а их крыши покрываются многочисленными дырами, через которые проникает вода, повреждающая стены… «Поторопимся же их разрушить», — призывает современный мир.
Дворы покрытые сорняком становятся пристанищем последней карусели из опавших листьев.

Наши страны изобилуют этими возвышенными местами лошади и верховой езды: без лошадей и, соответственно, без смысла они агонизируют, в то время, как мы сокрушаемся относительно стремительной урбанизации, которая постепенно разрушает грандиозное и чудесное архитектурное наследие.

Остается лишь конная культура. Нематериальная, без незамедлительной выгоды, требовательная, она представляется очень хрупкой.
Позвольте мне затронуть вопрос величайшего богатства российского конного наследия.
Я думаю, что ваша нация недооценивает то великое наследие, которым она обладает в области верховой езды и лошади.
Это конечно же не критика и не упрёк, напротив, это желание подчеркнуть историю, культуру, исключительный образ жизни, который присутствует почти повсеместно в вашей стране и вызывает у внешнего наблюдателя, такого как я, восхищение и энтузиазм.

Наступил тот момент, когда необходимо сохранить и поделиться этим несколько забытым сокровищем.

Вот лишь несколько примеров, и каждый из них исключительный:
Дворцовые конюшни в Петергофе, Манеж и Манежная площадь в Москве, 
Санкт-Петербургский манеж, Центральный московский ипподром.

И я говорю не только о зданиях.

Подумайте о 64 породах лошадей (некоторые из которых исторические), о казачьей культуре, о богатом конном фольклоре, о разнообразных ремеслах, о песнях, легендах и о том исключительном месте, которое занимают лошадь и верховая езда в вашей литературе.

Александр Пушкин в «Кавказском пленнике», Лев Толстой в «Казаках», описывают общество, где лошадь повсеместна и необходима.
Вот почему Высшая школа верховой езды, включающая в себя самые сложные фигуры и элементы, имела такой успех в конце 19-го века во время пребывания Джеймса Филлиса в Санкт-Петербурге: Россия — дочь степей и ветров, и ничто касаемо верховой езды не может ей быть чуждо.

У вашей большой, очень большой страны фантастическая история. Вы обладаете на расстоянии вытянутой руки исключительным наследием.

Это ваш долг его возрождать, охранять, привлекать к нему интерес для будущих поколений.
Именно поэтому я могу только вас поздравить с идеей включить конную тематику в Международный Санкт-Петербургский культурный форум в секцию «Сохранение культурного наследия». Это слово (наследие) по-французски происходит от латинского отец («pater») и означает: «то, что происходит от отца». Таким образом, это настоящий долг охранять, улучшать для того, чтобы передать его позднее нашим детям.

И я горячо выступаю за то, чтобы ваши дети ездили верхом и открывали для себя это захватывающее занятие.
Для одних, это станет открытием покорности от долгого изучения академической верховой езды, для других, это станет обучением выносливости и стойкости, наконец для всех это станет удивительным открытием щедрости и искренности такого замечательного компаньона.
При Старом режиме во Франции (то есть до Революции 1789 г.) верховую езду называли «воспитанием Принцев», поскольку лошади не ведома лесть.
Какой ещё более прекрасный урок преподать нашим детям?

Это является моим самым страстным желанием поделиться и открыть вместе с вами это национальное богатство, которое, по моему мнению, заслуживает разработку досье «Конная культура российского народа» с целью включения его во Всемирное нематериальные культурное наследие ЮНЕСКО.

Вот уже несколько лет я участвую в работе, проводимой, в том числе всадниками Кадр нуар (Le Cadre noir), по охране и привлечению интереса к нашей верховой езде. Интуитивно мы понимаем, насколько это искусство хрупкое.
Мне было поручено составить досье кандидатуры.
В результате, более 400 лет обучения и езды верхом на лошади; дочь нашей культуры, которой мы так гордимся, Французская традиция верховой езды, была включена в культурное наследие ЮНЕСКО в 2011-м году. Министерство культуры Франции горячо поддержало и содействовало с энтузиазмом этой работе.

В настоящее время я отмечаю позитивное движение вокруг этого идеала, как во Франции, так и за рубежом. Оно объединяет любителей, профессионалов верховой езды, спортсменов или тех, кто всем сердцем влюблен в лошадей.
Для Кадр нуар — это настоящая ответственность, поскольку он содействует распространению этого идеала, а также это его благородная задача и долг объединять всех, кто находит себя в этой аксиоме: «спокойно, вперёд, прямо».
Наконец, возвращаясь к России, я закончу тем, что выражу глубокое уважение Министерству культуры вашей страны, которое таким замечательным способом привлекает внимание к наследию, которому нет равных.
Я аплодирую этой инициативе.
Кадр нуар Сомюра, находясь по другую сторону Европы, в вашем распоряжении чтобы помочь вам.
Подполковник Доминик Сигварт
, наездник Кадр нуар
, заместитель главного берейтора, со-руководитель секции «Сохранение культурного наследия» VI Международного Санкт-Петербургского культурного форума. 

Другие новости:

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ СМИ (14-21 АВГУСТА 2017 Г.)
1.Культурное наследие: Охрана и надзор В Москве пройдет Третий Всероссийский семинар-совещание по вопросам государственного надзора ...
Сергей Макаров обсудил с Генеральным консулом РФ в Шанхае Алексеем Евсиковым перспективу реставрации православных церквей в Китае
В ходе официальной встречи председателя КГИОП Сергея Макарова с Генеральным консулом Российской Федерации в Шанхае ...
Минкульт: оригинальные бизнес-проекты повысят привлекательность «Архангельского»
Музей-усадьба «Архангельское», который в 2019 году будет отмечать свой 100-летний юбилей, для повышения своей привлекательности ...
Новый номер журнала «Охраняется Государством»-Древняя Ингушетия
Рады представить Вам новый номер журнала «Охраняется Государством». Тема нового номера – Древняя Ингушетия.  «Многим ...
Открыт прием заявок на участие в Премии «ФЕНИКС — 2017»
ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» при поддержке Министерства культуры Российской ...
Все Новости