Обзор материалов СМИ (с 2 по 9 октября 2017 г.) 

1. Руины Королевского замка станут музеем к ЧМ-2018

В Калининграде руины Королевского замка станут музеем под открытым небом, сообщил журналистам вице-премьер регионального правительства Гарри Гольдман в пятницу.

«Руины Королевского замка будут накрыты прозрачным саркофагом, в который можно будет пройти. Это произойдет к ЧМ-2018. Нашлись люди, которые выполнят эти работы за свои деньги», — сказал Г.Гольдман.

По его словам, уникальный исторический объект фактически станет музеем в преддверии матчей ЧМ-2018. Руины замка находятся в непосредственной близости от места, где разместится фан-зона болельщиков и гостей ЧМ.

«В настоящее время идет процесс подготовки к консервации руин Королевского замка, которая должна быть согласована с региональной Службой государственной охраны объектов культурного наследия», — заключил вице-премьер.

Королевский замок в Кенигсберге начал строиться в XIII веке, а свой современный облик обрел в середине ХIХ. В годы Второй мировой войны он был серьезно разрушен во время бомбардировок города, пострадал и во время штурма советскими войсками. До основания замок был снесен в конце 60-х годов прошлого века.

В настоящее время на руинах замка ведутся раскопки, в ходе которых были вскрыты фундаменты и подвальные помещения. Для историков они представляют большой интерес. Во время раскопок учеными были найдены уникальные предметы.

Источник: Интерфакс — Недвижимость

2. Стиль полторашки: в Ростове для воссоздания исторических фасадов применили пластиковые бутылки

Оригинальное решение применили мастера при ремонте фасада здания на улице Станиславского, 75. Его построили в 1909 году, до революции это был доходный дом. А в год столетия революции здание попало в программу капитального ремонта к ЧМ-2018.

Качество работ решили оценить градозащитники (ко мнению которых обещали прислушиваться чиновники и коммунальщики). Вывод экспертов — это фасад, как и многие другие, безнадежно испорчен.

«Добротная известковая штукатурка больше века прекрасно держалась на этом здании. Но, как всегда, вместо фрагментарного заполнения известково-цементным раствором выбоин и утрат, шпаклевки трещин и последующей окраски фасада, здание закатали в «короед», уничтожив историческую фактуру», — описывает увиденное активист движения «МойФасад» Роман Бочарников.

Впрочем, это здание стало редчайшим исключением — бригада, которая его ремонтирует, смогла удивить знатоков оригинальным подходом к воссозданию утраченных элементов декора.

Речь идет о цветах под крышей здания. После ремонта часть бутонов приобрела отличную от оригинала форму, и градозащитники долго пытались понять ход мысли строителей.

«Утраченные элементы дополнены некими комками, издали напоминающими словно изделие азиатской кухни – манты, — рассказывает Бочарников. — По-человечески понять изготовителей можно: такая форма, наверное, эстетически ближе и понятнее строителям из среднеазиатских и кавказских республик, работающих, по наблюдениям, в бригаде подрядчика».

Все оказалось еще проще: источником вдохновения для рабочих послужила обычная пластиковая бутылка в 1,5 литра. Форма донышка при «сравнительном анализе» совпала с обновленными элементами декора.

«Ребята, ну если не можете сделать отливки с подлинных элементов, то лучше совсем не беритесь за утраченные части — так честнее будет. Зачем же так позориться?» — резюмирует Роман.

Добавим, что на круглом столе с областными и городскими чиновниками градозащитники предлагали именно такой вариант: просто не трогать фасады, если уровень работ чересчур тяжел для «благодарных потомков». Обновлять коммуникации, консервировать, но не трогать внешний облик.

Однако чиновников это предложение попросту шокировало. Как говорится, Карфаген должен быть разрушен. В смысле, деньги должны быть освоены.

Источник: 1rnd.ru — Сайт города Ростова-на-Дону

3. Дворцу Штиглица возвращают великолепие

Завершается реставрация одного из самых выдающихся зданий на Английской набережной в Петербурге — особняка барона Штиглица

Сроки, указанные в техническом задании, предполагают сдачу объекта с 29 сентября по 31 октября этого года. Сейчас, по данным Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ, которая выступает государственным заказчиком реставрации фасадов и внутренних дворов особняка, выполнено уже более 85% от всего объема работ.

Особняк барона Александра Людвиговича Штиглица, одно из самых заметных и выдающихся зданий на Английской набережной, был построен в 1859–1862 годах по проекту архитектора Александра Кракау. Барон Штиглиц — крупный финансист, инициатор создания Центрального училища технического рисования (ныне — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица, в советское время учебное заведение носило имя скульптора Веры Мухиной). В 1887 году дворец был выкуплен в казну для Павла Александровича, младшего сына Александра II, и стал великокняжеским. В 1917-м он перешел в распоряжение Русского общества заготовления снарядов и военных припасов.

Первая реставрация здания планировалась еще в 1988 году, для нее были проведены масштабные архивные изыскания; работы тогда начались, но не завершились. В 1990-е появились планы реставрации дворца для нового владельца, компании «Лукойл», — им тоже не суждено было сбыться. В 2011 году дом передали в оперативное управление СПбГУ, однако у университета до реставрации руки дошли только в прошлом году. Был объявлен тендер, который выиграло АО «Ренессанс-реставрация».

Как рассказал корреспонденту TANR производитель работ Андрей Рыжаков, на фасадах внутреннего парадного двора уже установлены кариатиды, но завершится отделка фасадов, скорее всего, лишь в октябре. «Очень много работ надо было увязать между собой, — сообщил Рыжаков. — Это и лепнина, и металлодекор, и скульптура, и все это зависело одно от другого. И конечно, сжатые сроки. Но мы стараемся не выбиваться из графика».

Архитектор Маргарита Штиглиц, потомок известной фамилии, участвовала в подготовке экспертного заключения для будущей реставрации дворца еще в конце 1980-х. По ее мнению, несмотря на то, что особняк давно уже находится в очень плохом состоянии, его все-таки можно вернуть к жизни: «Долгие годы здание передавали разным владельцам, разным инвесторам, но ничего хорошего из этого не вышло. Здание разрушалось, происходили печальные перемены: то не было отопления, то прорывало коммуникации. Но я уверена, что все еще можно восстановить. Тем более что есть богатая иконография, в первую очередь детально воспроизведенные интерьеры на акварелях Гау, немало фотографий, подробное описание».

В прошлом году из особняка Штиглица в Эрмитаж вывезли на временное хранение 13 живописных полотен, которые барон когда-то заказал для оформления дворца. Среди этих картин — ранее неизвестные экспертам произведения Ханса Макарта, Морица фон Швинда, Александра фон Вагнера, Александра фон Лицен-Майера. На протяжении нескольких месяцев они демонстрировались публике на организованной Эрмитажем выставке в Главном штабе. По завершении выставки эти полотна остались в музее, где будут храниться до окончания реставрации особняка, после чего вернутся в родные стены.

Источник: The Art Newspaper Russia

4. В Ижевске создадут совет по сохранению и развитию исторического наследия

Администрация Ижевска создаст совет по сохранению и развитию исторического наследия города. Копия постановления находится в распоряжении редакции «Ъ-Удмуртия». Согласно положению, в функциях совета будет рассмотрение вопросов и предложений о согласовании открытия, закрытия и ликвидации памятных мест и объектов культуры, выделении исторических и культурных зон Ижевска, проведении экспертизы историко-культурных и образовательных проектов, формировании реестра памятных дат, а также обсуждение проектов в области градостроения и архитектуры. В состав совета вошли 23 человека, в том числе глава города Юрий Тюрин, спикер гордумы Олег Гарин, замглавы администрации по социальной политике Михаил Тарасов (который уволился в сентябре 2017 года), главный архитектор города Владимир Некрасов, депутаты гордумы, сотрудники администрации Ижевска, доктора исторических наук, профессоры УдГУ.

Также из числе членов совета будет создана экспертная комиссия из специалистов высшей научной квалификации, имеющих базовое историческое образование, которая будет работать на возмездной основе. В нее вошли доктор исторических наук, профессор УдГУ, соавтор герба и флага Ижевска Сергей Бехтерев, доктор исторических наук, заместитель председателя Удмуртского научного центра по научным вопросам Людмила Бехтерева, депутат Госдумы РФ, доктор исторических наук, профессор, Научный руководитель Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН Алексей Загребин.

Источник: «Коммерсантъ»

5. Ограничение высотной застройки в центре Пензы не даст убить историческую среду — Зиятдинов

Схема ограничения высотной застройки в центре Пензы, проект которой разрабатывает управление градостроительства и архитектуры мэрии, призвана способствовать максимальному сохранению исторической среды города. Такое мнение высказал заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства – главный архитектор Пензы Зуфар Зиятдинов.

«Для чего это сделано? Для того, чтобы защитить объекты культурного наследия от того, чтобы их «задавили» современные здания. Сейчас действуют защитные зоны, но инвесторы разрабатывают проекты охранных, уменьшают эти границы, добиваются, чтобы […] можно было рядом с памятниками строить объекты капитального строительства повышенной этажности. Это может «задавить», «убить» ту среду, которую мы имеем — с объектами культурного наследия», — сказал он в ходе круглого стола, посвященного поиску путей сохранения памятников истории, который состоялся по инициативе общественной палаты Пензенской области в библиотеке имени М.Ю. Лермонтова в минувшую среду, 4 октября.

При этом главный архитектор сравнил узнаваемость улицы Московской для Пензы с улицей Адмиралтейской в Санкт-Петербурге.

«Центр Пензы — это культурно-историческое достояние общества. Он является главным архитектурным идентификатором города и области. Перспективный вид по оси улицы Московской — от Театральной площади на Спасский собор — эксклюзивен и узнаваем», — пояснил он.

В свою очередь главный хранитель пензенского объединения литературно-мемориальных музеев, краевед Лариса Рассказова отметила, что исторический облик многих улиц уже безвозвратно утрачен.

«Не кажется ли вам, что меры по проектированию ограничения многоэтажной застройки, мягко говоря, опоздали: все, что можно, уже застроено высокими домами», — сказала она, обращаясь к Зуфару Зиятдинову.

Он полностью согласился с этим, признав, что в центре уже высятся здания, которые не соответствуют желаемому облику.

«Мы теряем историческую среду. Все это началось еще в советский период, когда построили девятиэтажный дом по улице Московской — здание, где «Малышок» магазин есть. Оно абсолютно не вписалось: как слон в посудной лавке», — отметил Зуфар Зиятдинов.

Главный архитектор Пензы пояснил, что с обновлением руководящего состава области и города этой проблеме стало уделяться значительно больше внимания.

«Год назад вышли поправки к закону, и мы сейчас работаем. Все постройки, которые делаются на территории Пензы — не только в центре города, не только в соседстве с объектами культурного значения — проходят «сито» градостроительного совета. И уже очень много зданий, которые этот градсовет не прошли», — подчеркнул он.

В частности, по его словам, не было дано разрешение на восьмиэтажный пристрой к дому профсоюзов на улице Советской, 4, с выходящим на Соборную площадь фасадом.

Источник: информационное агентство «PenzaNews»

6. Московская мэрия включила в реновацию собор Успения на Апухтинке

3 октября 2017 года столичная мэрия официально объявила о добавлении еще 37 домов в программу «реновации». Теперь, по последним данным разведки, в ней фигурируют 5177 домов.

Как пояснило московское правительство, «в программу реновации предлагается дополнительно включить 37 домов. Общие собрания собственников в этих многоквартирных домах прошли в период голосования по программе реновации вплоть до 1 июля 2017 года, протоколы представлены в Правительство до 20 июля 2017 года, что в полном объеме соответствует требованиям закона».

В официальном сообщении приводится и список новобранцев. Опытный глаз москвоведа сразу выделяет в нем, например, два ключевых адреса конструктивистского Буденновского поселка (Большая Почтовая улица, дом 18/20, корпуса 10 и 11). Это при том, что еще летом мэрия и Мосгорнаследие торжественно заявляли, что основных конструктивистских комплексов Москвы реновация не коснется.

Но это далеко не самое поразительное открытие.

В списке новых адресов реновации – «Марксистская улица, дом 9, строение 3». А это ведь не что иное, как знаменитый некогда старообрядческий Успенский собор на Апухтинке начала ХХ века.

Между прочим, с 2009 года – выявленный объект культурного наследия (официальное название – «Успенский собор старообрядческой церкви Белокриницкого согласия, 1906-1908 гг., арх. Н.Д. Поликарпов»).

Конечно, в ХХ веке этот собор, превращенный советской властью в общежитие, многое пережил, облик его сильно искажен. Уничтожены могучее пятиглавие, напоминавшее древний прообраз – Успенский собор Московского Кремля, колокольня, ограда, фигурные врата.

Однако же стены храма сохранились на всю высоту, а на фасадах «прочитываются» многие элементы первоначального облика: заложенные закомары и окна, мощная апсида, арка входа, основания лопаток и т.д.

А охранный статус здания свидетельствует о его высокой оценке экспертами. Конечно же, храм подлежит не «реновации», а реставрации. Однако священное голосование, объявленное летом московской мэрией без всякой оглядки на охранные и прочие статусы зданий, забросило Успенский собор в списки великой градостроительной реформы.

Остается надеяться, что здравый смысл и закон возобладают, и храм окажется в подразделе «Реновация без сноса», над формированием которого целое лето трудилась совместная рабочая группа Москомархитектуры, Мосгорнаследия и «Архнадзора».

Интересно, правда, было бы узнать, по диагонали или справа налево читает Правительство Москвы охранные списки при принятии решений о включении зданий в программу реновации.

Впрочем, вопрос риторический.

Досье. Массовое строительство старообрядческих храмов в Москве и других городах России стало возможно после царского указа «Об укреплении начал веротерпимости» (апрель 1905 г.) За 10 лет в восточной части Москвы, где концентрировалось старообрядческое население, было построено до 20 храмов различных толков и согласий. Самым внушительным из них был храм Успения на Апухтинке, соборная церковь старообрядцев-поповцев Белокриницкой иерархии. Построенный в 1906-1908 гг., он был освящен 9 ноября 1908 г . Возводился храм по проекту архитектора Николая Поликарпова — по образцу Успенского собора в Кремле. Основные элементы здания представляли собою почти точную копию кремлевского собора. Тем самым старообрядцы подчеркивали свою правопреемственность от изначальной Православной церкви Руси, как бы возвращали себе символ и образ, присвоенный, по их мнению, «никонианами».

Успенский собор на Апухтинке замышлялся одновременно как храм-музей древнерусского искусства. Иконостас храма также воспроизводил кремлевский прообраз. В нем было множество очень ценных икон XIV-XVII вв., к счастью, сохраненных после 1917 года в Третьяковской галерее.

Храм был закрыт советскими властями в 1935 году, после чего были снесены главы и колокольня, а прочие «церковные» элементы фасадов были намеренно переделаны до неузнаваемости. После перестройки собор стал похож на 4-этажный дом, оказавшийся ныне на задворках современных жилых корпусов. В нем долгие годы размещалось общежитие завода «Станколит». Несмотря на охранный статус, собор не реставрировался и не возвращён Русской православной старообрядческой церкви.

Источник: «Хранители Наследия»

7. Соколовскую богадельню отреставрируют за 8 миллионов рублей

Здание объекта культурного наследия «Соколовской богадельни с домовой церковью святых апостолов Иакова и Иоанна» отправят на реставрацию. Соответствующий аукцион был размещен на портале Госзакупок.

Максимальная цена контракта — 7 998 640 рублей. Работы по реконструкции финансируются из федерального бюджета. Подрядчику необходимо выполнить ремонт до 5 декабря этого года, а приступить к работе он должен не позднее, чем через 3 дня после заключения контракта. Итоги аукциона будут подведены 6 октября.

Компания должна будет восстановить разрушенный кирпич и воссоздать штукатурные фасады. А также восстановить кирпичные архитектурные детали, такие как карнизы, поясники и наличники, из кирпича старого образца. Кроме того, подрядчик подготовит резные кирпичи и использует их в реставрации фасада. Будут воссозданы водосточные трубы из оцинкованной стали.

Напомним, Соколовская богадельня была построена в конце ХIХ века. Она располагается по адресу улица Мичурина, 2\ улица Чкалова 98. Сейчас это административное здание, в котором располагается Управление по конвоированию УФСИН России по Самарской области.

Ознакомиться с историей памятника можно по ссылке.

Источник: Самарский интернет-журнал «Другой город»

8. В реставрацию Кижского погоста вложат 73 млн рублей

Завершение реставрации церкви Преображения Господня Кижского погоста оценивается в 73,1 млн рублей.

Такова начальная стоимость конкурса с ограниченным участием, о котором пишет сайт госзакупок. Заказчик – ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Заявок ждут до полудня 31 октября, победитель станет известен 6 ноября 2017 года. Договор заключается до 15 ноября 2019 года.

Проектом предусмотрены сборка на погосте глав и сруба церкви, усиление исторических деревянных конструкций, реставрация и воссоздание оконных решеток и колод, крылец, кованой фурнитуры, монтаж базовых панелей иконостаса, реставрация полов, конструкции потолка «небо», устройство инженерных сетей и молниезащиты и многое другое. Проект выполнен в петербургском ООО «ПИ Геореконструкция».

Церковь построена в 1714 году. Материал – сосна, ель, осина. Расположена на острове Кижи в Медвежьегорском районе Карелии в 60-ти км от Петрозаводска, в границах архитектурно-ландшафтного, историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника. В 1982 году была закрыта для посещения, внутри был смонтирован силовой металлический каркас, поддерживающий всю конструкцию.

В 2004 году начата комплексная реставрация церкви методом «лифтинга» (вывешивания) с последовательной переборкой и реставрацией. На 2017 год организован новый ж/б ленточный фундамент, из семи технологических поясов перебрано, отреставрировано и собрано на погосте – пять.

Район работ относится к землям особо охраняемой природной территории федерального значения. Кижский погост является объектом культурного наследия федерального значения и памятником Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Источник: АСН Инфо

9. Определен реставратор интерьеров павильона ВДНХ «Земледелие»

ООО «Ресстрой» получило контракт на работы по сохранению павильона ВДНХ «Земледелие», имеющего статус памятника культуры, за 201,65 миллиона рублей, следует из материалов портала госзакупок.

Компания подала единственную заявку на этот конкурс и снизила на 0,1% цену от начальной в 201,8 миллиона рублей.

Как говорится в техзадании к конкурсу, работы включают в себя реставрацию интерьеров, кровли, витража, устройство бетонных перекрытий и другие работы.

Павильон «Земледелие» (до 1964 года — «Украинская ССР») построен в 1954 году по проекту архитектора А.А. Тация при участии В.И. Чуприной и Г.В. Шлаканева. Шпиль завершает золотая звезда с колосьями, а фасады декорированы керамическими панно, фризовым поясом, скульптурами и лепной аркой. Исторически экспозиция павильона рассказывала об основных успехах союзной республики в области растениеводства, животноводства, механизации, науки и культуры. В 1964 году — после перехода работы ВДНХ на отраслевой принцип — в павильоне была размещена экспозиция «Земледелие».

Источник: Информационное агентство — РИА Недвижимость

10. Академию театрального искусства отреставрируют в Петербурге

Для воссоздания архитектуры и приспособления особняка на Моховой улице под современное использование располагающихся в нем кафедр Института сценических искусств необходимо выполнить большой объем проектных работ. Руководство учебного заведения считает, что в здании должны расположиться 10 студий-мастерских и мобильный амфитеатр. В настоящее время здесь функционируют семь кафедр, и обучаются 400 студентов.

Также планируется организовать восемь помещений для занятий сольным вокалом по 15 кв.м. каждое, столько же помещений той же площади для индивидуальных занятий сценической речью. Кроме того, проект должен предусматривать два класса для хоровых вокальных занятий по 40 кв.м, и создание малой сцены на 80 мест.

Руководство Института просит заменить все внутренние инженерные сети, предусмотреть реконструкцию мансард и дворового флигеля с целью увеличения площадей помещений. В первом дворе особняка планируется создать атриум, а во втором — открытое трансформируемое игровое пространство или открытый театр.

С учетом обследований будет создан эскизный проект на реставрацию и приспособление, разработана концепция. Проект должна утвердить Главгосэкспертиза России, помимо этого необходимо провести историко-культурную экспертизу. В декабре 2018 года дирекция получит готовый проект реставрации здания и его приспособления под суперсовременные образовательные помещения.

Первоначальный проект для этого здания был составлен архитектором Александром Владовским, который был отстранен от строительства дома из-за частичного обрушения здания. Особняк достраивали академик архитектуры Юрий Бенуа и гражданский архитектор Константин Стрегулин. В отделке фасада изобилует резной камень. Простенки между окнами, портал главного входа украшают орнаменты сложного рисунка: человеческие фигуры, черти, звери и птицы.

Источник: Интерфакс — Недвижимость

11. Дом Мельникова проверят на прочность

Государственный музей архитектуры им. А. С. Щусева объявил о предстоящей реставрации Дома-мастерской Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке, одного из главных памятников русского архитектурного авангарда. Рассказывает Ирина Мак.

В ближайшее время начнется обследование состояния здания, подземных сооружений и прилегающей территории — пока речь идет только об этом. До конца 2018 года диагностика должна быть завершена. Еще полгода, по расчетам Музея архитектуры, уйдет на разработку проекта реставрации — она займет как минимум три года. И к 2021 году приведенный в порядок мемориальный памятник, видимо, будет открыт для всех.

Планы Музея архитектуры стали более определенными после того, как летом 2017 года Благотворительный фонд Гетти выделил для исследования и разработки программы сохранения Дома Мельникова грант в размере $120 тыс. Этот фонд, прежде финансировавший реставрацию памятников древности, три года назад инициировал программу поддержки важнейших объектов архитектуры XX века. В этом году в числе 12 удостоенных грантов построек оказались собор в Ковентри, музей и галерея в индийском Чандигархе, возведенные Ле Корбюзье, и здание Баухауса в Дессау. Оно получило лишь $50 тыс., что, впрочем, может свидетельствовать и о его более удовлетворительном, по сравнению с Домом Мельникова, состоянии.

Проектируя свое знаменитое здание с окнами-сотами, Мельников был вынужден максимально удешевить конструкцию — отсюда и легкие мембранные перекрытия, и другие технические изобретения, не добавляющие, казалось бы, дому прочности. Но запаса прочности, заложенного создателем дома, хватает до сих пор. Даже семи- и восьмиметровые подземные паркинги, вырытые рядом с памятником, не привели к существенным деформациям. Изменения вызывал только самый свежий, 15-метровой глубины котлован, появившийся уже в нынешнем десятилетии для строительства офисно-торгового здания по соседству. Но и эти изменения не кажутся экспертам существенными. Сегодняшнее состояние Дома Мельникова позволяет спокойно подготовиться к полноценной реставрации, а не проводить спешную спасательную операцию.

Одновременно руководство музея будет собирать документы и готовить заявку в ЮНЕСКО для признания здания объектом всемирного наследия. И творение Мельникова, один из главных памятников русского авангарда, имеет все шансы им стать. Другое дело, что требования ЮНЕСКО определяют и сохранность буферной зоны памятника, а она съежилась в последние годы.

Но чудо, что сохранился дом. В советское время он был единственным памятником, находящимся в частной собственности. Он и теперь не полностью принадлежит государству. Споры по поводу владения этой недвижимостью идут больше десяти лет. В 2006-м, после смерти сына архитектора, художника Виктора Мельникова, половина здания, принадлежавшая его племяннику, была куплена тогдашним сенатором Сергеем Гордеевым (подробнее в “Ъ” от 11 марта 2006 года), намеревавшимся, по его словам, устроить там частный музей. Это противоречило завещанию Виктора Мельникова, по условиям которого музей должен был быть государственным. В любом случае купить вторую половину дома господину Гордееву не удалось, и в конце концов он подарил свою часть государству с условием, что здание станет частью Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых и в этом качестве войдет в состав Музея архитектуры.

В 2014-м из здания при участии Музея архитектуры была выселена внучка Константина Мельникова Екатерина Каринская. Именно она вместе с сестрой владеет второй половиной дома и следила за сохранностью его интерьеров. Последний суд подтвердил наконец ее право собственности. Руководство Музея архитектуры ситуацию не комментирует — видимо, начать реставрацию это не мешает.

Помимо Фонда Гетти равноценную сумму на обследование памятника готова выделить группа компаний ПИК, которой владеет уже упомянутый Сергей Гордеев. Таково условие Фонда Гетти: на подготовительный этап реставрации музей должен был найти средства, не меньшие, чем величина гранта. И музей такого спонсора нашел.

Источник: «Коммерсантъ»

12. Первые в России курсанты ИККРОМ

В Кижском музее-заповеднике завершились первые в России курсы ИККРОМ для специалистов-реставраторов, посвященные проблематике консервации и реставрации памятников деревянной архитектуры. В курсах приняли участие 18 специалистов из 16 стран мира: Норвегии, Швеции, Канады, Германии, Шотландии, Японии, Малайзии, Индии, Шри-Ланки, Эстонии и др. Все они, как уточняет музей-заповедник, «сложившиеся профессионалы в области реставрации, архитектуры, сохранении культурного наследия. Цель курсов – не только повышение квалификации, но и общение, обмен опытом».

Выступая в Кижах с приветственным словом от имени гендиректора ИККРОМ Стефано де Каро, руководитель отдела проектов ИККРОМ Джозеф Кинг подчеркнул: «Это первые в России курсы ИККРОМ. Последние 20 лет я занимаюсь организацией таких программ по всему миру, но я не помню случая, чтобы с первой попытки был бы достигнут такой впечатляющий результат. Пожалуй, в следующий раз я сам подам заявку и стану одним из участников. Я живу и работаю в Риме, где есть множество памятников культуры. Но я не могу не признать, что Кижи – один из самых прекрасных объектов в списке Всемирного наследия».

Министр культуры Карелии Алексей Лесонен отметил, что курсы ИККРОМ вполне закономерно состоялись в республике, где насчитывается свыше 1000 памятников деревянной архитектуры, и выразил надежду, что обмен опытом и знаниям будет полезен не только гостям, но и «принимающей стороне».

Директор музея-заповепдника Елена Богданова поблагодарила всех участников проекта за активную работу и пообещала, что музей «обязательно рассмотрит возможность» проведения аналогичных курсов в будущем: «Помимо реставрации памятников деревянного зодчества, темой следующих курсов могло бы стать сохранение ландшафта».

Программа первых в России курсов ИККРОМ включала в себя лекции и практические занятия, поездки к наиболее интересным памятникам деревянного зодчества Карелии. Мало того: под руководством кижских реставраторов и заезжих специалистов участники курсанты учились владеть традиционными плотницкими инструментами, отбирать древесину для нужд реставрации, а также «овладевали техниками обмера и датировки памятников, постигали уникальные технологии, разработанные в процессе реставрации Преображенской церкви» Кижского погоста. В единственный свободный от занятий день слушатели курсов учились печь «калитки» и плести традиционные карельские пояса.

Кижские уроки сохранения деревянного наследия иностранные участники, судя по их отзывам, восприняли с благодарностью и воодушевлением.

Сюзанна Радивоевич, владелец лаборатории по проведению анализов древесины в г. Юджин (штат Орегон, США), преподаватель Университета Орегона: «Я получила гораздо больше, чем ожидала. Нам передали огромный объем знаний, и я уверена, что буду применять их на практике. Кроме того, нигде в мире больше нельзя увидеть то, что мы увидели на Кижах. Эти памятники не имеют аналогов».

Анура Диссанаяки (Шри-Ланка), специалист по реставрации настенной живописи: «Тема реставрации деревянного зодчества заинтересовала меня, поскольку на Шри-Ланке есть большое количество росписей на деревянной основе. Полученные знания пригодятся не только мне, но и моим многочисленным ученикам».

Досье. ИККРОМ (Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей) — межгосударственная организация, занимающаяся сохранением Всемирного культурного наследия. Членами ИККРОМ являются 135 государств. Курсы ИККРОМ для специалистов-реставраторов проходят по всему миру, но до сентября 2017 года никогда не проводились в России.

На фото (Кижский музей-заповедник): Елена Богданова и счастливый выпускник

Источник: «Хранители Наследия»

13. Воронежцы попросили обезопасить «Дом с совой» от грузовиков

Активисты считают, что автомобили разрушают объект культурного наследия.

Воронежские активисты направили в областную думу обращение с просьбой установить запрет на въезд во двор «Дома с совой», где из-за узкого проезда большегрузные автомобили задевают углы здания и разрушают его. Об этом рассказали на заседании комитета по культуре и историческому наследию думы в пятницу, 6 октября.

Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» допускает ограничение или запрет движения транспорта на территории объектов культурного наследия и в их зонах охраны. По мнению Николая Петрищева, относительно «Дома с совой» это решение нужно принимать в индивидуальном порядке.

«Дом с совой» на улице Алексеевского, 12 построили в 1913 году по проекту архитектора Михаила Замятнина и для его семьи. После революции он перешел в распоряжение новой власти. В годы войны здание довольно сильно пострадало, его восстановили только в начале 50-х годов. Сейчас это многоквартирный жилой дом. Он является объектом культурного наследия регионального значения.

В 2017 году в Воронежской области завершилась работа по внесению в единый государственный реестр расположенных в регионе объектов культурного наследия. В него вошли 2719 объектов, из которых 1356 – федерального значения, 1463 – регионального. Также ведется работа по определению охранных зон вокруг объектов исторического наследия. Полностью она завершена в Воронеже, где насчитывается 724 объекта, имеющих границы охраны, а также в Павловске, Богучаре и Боброве.

Источник: ГТРК «Воронеж»

14. АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ПОЛУКАПОНИР В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ СТАЛ ОБЪЕКТОМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В понедельник, 9 октября, в 16:00 в Благовещенске пройдет торжественная церемония открытия мемориальной доски на артиллерийском полукапонире № 108, расположенного в районе улиц Мухина и Краснофлотской. Этот объект включен в реестр объектов культурного наследия.

Статус присвоен Министерством культуры Российской Федерации. В мероприятии примут участие руководство и личный состав ДВОКУ, представители государственной инспекции по охране объектов культурного наследия области.

Всего за первое полугодие 2017 года госинспекция по охране объектов культурного наследия поставила на государственную охрану 24 объектов – зданий Благовещенска. Таким образом, общее количество памятников архитектуры в областном центре достигло 82-х. Среди них четыре здания – федерального значения, а 78 – регионального.

В перечне выявленных объектов культурного наследия остается 21 здание. Работу по их включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Амурской области планирует завершить в 2018 году, сообщает пресс-служба областного правительства.

Источник: Амур.инфо

Другие новости:

Торжественное награждение победителей конкурса «Птица Феникс – Саратов: История Саратовской губернии в памятниках культурного наследия»
В Средневолжском филиале Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории ...
В Туле обсуждают проблемы и перспективы развития малых исторических городов
В областной столице стартовала 8-я Всероссийская конференция «Сохранение и возрождение малых исторических городов» В Туле ...
Завершается сбор заявок на участие в премии «Феникс — 2017»
ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» напоминает, что вскоре завершается срок ...
Denkmal, Россия — Москва 2017
С 8 по 10 ноября 2017 года в Москве в выставочном комплексе Гостиный Двор состоится  ...
Обзор материалов СМИ (с 9 по 16 октября 2017 г.) 
  1 Кострома возвращает свое лицо: Костромской кремль восстановят к 2020 году Один из наиболее ...
Все Новости