X
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я выражаю согласие на обработку своих персональных данных администрацией ресурса http://auipik.ru/ без оговорок и ограничений, совершение с моими персональными данными действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждаю, что, давая такое согласие, действую свободно, по своей воле и в своих интересах.

Согласие на обработку персональных данных дается мной в целях получения услуг, оказываемых ресурсом http://auipik.ru
    Перечень персональных данных, на обработку которых предоставляется согласие:
  • Фамилия
  • Имя
  • Отчество
  • место пребывания (город, область)
  • номера телефонов
  • адреса электронной почты (E-mail)
  • а также иные полученные от меня персональные данные.
    Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий:
  • сбор
  • систематизация
  • накопление
  • хранение
  • уточнение (обновление или изменение)
  • использование
  • обезличивание
  • блокирование
  • уничтожение
  • а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.


Обработка данных может осуществляться как с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке). При обработке персональных данных администрация ресурса http://auipik.ru не ограничено в применении способов их обработки.
Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости администрация ресурса http://auipik.ru/ является правообладателем всех фото и видеоматериалов полученных в процессе проведения мероприятия и вправе предоставлять мои персональные данные третьим лицам исключительно в целях оказания услуг технической поддержки, а также (в обезличенном виде) в статистических, маркетинговых и иных научных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия.
Данное согласие действует до даты его отзыва путем направления, подписанного мною соответствующего письменного заявления, которое может быть направлено мной в адрес администрации ресурса http://auipik.ru по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручено лично под расписку надлежаще уполномоченному представителю ресурса http://auipik.ru
В случае получения моего письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных, администрация ресурса http://auipik.ru обязана прекратить их обработку и исключить персональные данные из базы данных, в том числе электронной, за исключением сведений о фамилии, имени, отчества.
Я осознаю, что проставление отметки «V» в поле слева от фразы «Принимаю условия «Соглашения на обработку персональных данных» на сайте http://auipik.ru выше текста настоящего Соглашения означает мое согласие с условиями, описанными в нём.

Новости

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ СМИ (С 11 ПО 18 СЕНТЯБРЯ 2017 Г.) 

18.09.2017

ВЛАДИМИР ИЛЮХИН ПРОВЕРИЛ ХОД РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ ДОРА В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин проверил ход работ по реконструкции здания бывшего Дома офицеров Российской Армии. Глава региона посетил стройобъект, обсудил с профильными органами власти, заказчиком и подрядчиком работ...

ВЛАДИМИР ИЛЮХИН ПРОВЕРИЛ ХОД РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ ДОРА В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ

Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин проверил ход работ по реконструкции здания бывшего Дома офицеров Российской Армии. Глава региона посетил стройобъект, обсудил с профильными органами власти, заказчиком и подрядчиком работ ход реализации проекта. Об этом сообщили в пресс-службе р6егионального правительства. Реконструкция здания начата по поручению главы региона в мае 2017 года. По окончании работ в здании будет открыт Дом молодёжи. В рамках выездного совещания Владимир Илюхин поручил профильным министерствам провести встречу с представителями молодёжных объединений края и обсудить с ними варианты дизайнерского оформления здания и внутренних помещений. За прошедшие четыре месяца бригады произвели бетонное усиление стен, выполнили перекрытие второго этажа, установили контрфорсы в большом зрительном зале. «Перед нами стоит задача — сохранить историческое здание, доведя его до современных требований сейсмичности. В настоящий момент завершены работы по усилению стен.

С уверенностью можем сказать, что с предыдущих семи баллов сейсмостойкость доведена до девяти, — рассказал заместитель министра строительства Камчатского края Андрей Дегодьев. — Подрядчик готов к выполнению тёплого контура — установке дверей, окон, подаче временного отопления. В ближайшее время будет также начата установка конструкции кровли. Завершить основные работы по внешнему периметру подрядчик должен до начала зимы. Далее бригады приступят к внутренним отделочным работам». Проект реконструкции предполагает доведение здания до современных технических параметров по энергосбережению. После окончания наружных работ подрядчик смонтирует навесной фасад, конструкция которого состоит из синтетического утеплителя и декоративных панелей. Общая площадь здания превышает 1800 квадратных метров. По проекту в нём оборудуют два зрительных зала: большой на 250 мест — на первом этаже, малый на 70 мест — на втором. Кроме того, в помещениях разместят различные учебные и репетиционные кабинеты. Завершение работ запланировано на декабрь 2018 года.

Источник: Информационное агентство Камчатка

ИКЦ может стать одним из «живых домов»

Областной проект «Живые дома Урала» охватывает сразу шесть городов: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Новоуральск, Первоуральск и Невьянск.

— Проект касается не только исторических зданий в уральских городах, но и зданий с современной архитектурой, несущих свою уникальность, а также историю. Это будет интерактивная онлайн-карта на специально созданном сайте, которая затем перейдет в мобильное приложение, — сообщается на сайте проекта.

Инновационный культурный центр стал визитной карточкой не только Первоуральска, но и всего Уральского региона. Необычное восьмиэтажное здание построили в 2015 году в рамках майских указов президента. Инновационный культурный центр в Первоуральске — первый подобный федеральный проект, реализованный на территории Российской Федерации. С 4 по 30 сентября 2017 года создатели проекта «Живые дома Урала» будут принимать заявки от свердловчан на включение в турмаршрут того или иного здания.

После того, как маршрут будет полностью составлен, авторы проекта «Уральское объединение строителей» и Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области выберут из перечня зданий победителей в четырех номинациях: самая старинная дореволюционная постройка, самая оригинальная современная постройка, самая интересная история о строителе современного и старинного зданий.

Источник: Городские вести.ру

Мариинский театр реконструирует концертный зал. Реконструкция концертного зала Мариинского театра оценивается в 80,6 млн рублей.

Это стартовая стоимость аукциона, о котором сообщается на сайте госзакупок. Заказчик – ФГКУ «Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации». Прием заявок завершается 27 сентября, торги состоятся 6 октября 2017 года. Работы займут десять месяцев. Проект выполнен в ООО СК «Дальпитерстрой».

Предусмотрено строительство Южного вспомогательного корпуса на улице Декабристов, 39, литера Б. Корпус соединяется в уровне 3-го этажа переходной галереей с концертным залом Мариинского театра. Представляет собой шестиэтажный объем 7х28 м высотой 22 м. Высота двухсветного репетиционного зала – 6,9 м.

Площадь застройки – 265 кв. м, общая площадь – 1215 кв. м. Здание предназначено для артистов и сотрудников концертного зала. Запроектированы репетиционные и технические помещения, кафе на 30 мест. Отдельной строкой в техзадании прописано условие «обязательно учесть требования пользователя в части театральной технологии».

Источник: АСН инфо

Полтавченко пообещал историческому центру новый облик

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко предложил изменить порядок ремонта фасадов исторических зданий. Об этом градоначальник сказал на вчерашнем совещании по итогам рассмотрения обращений петербуржцев на «Прямую линию» президента Владимира Путина.

Безызвестные «кариатиды»

«По новому закону жильцы многоквартирных домов должны нести бремя ответственности за содержание и капремонт домов. Но я хотел бы напомнить, что в нашем городе особую ценность представляют не только те достопримечательности, которые всем известны и которыми все любуются, но и сохранившаяся рядовая застройка. Если мы с вами оставим заботу о ней на откуп жильцам многоквартирных домов и тем бригадам, работники которых не знают таких слов как «атланты» и «кариатиды», то не знаю, будут ли наши с вами внуки этой застройкой любоваться», — отметил губернатор в ходе совещания.

Градоначальник рассказал, что в последнее время участились жалобы горожан на уничтожение декора на зданиях вдоль Невского проспекта и центральных магистралей города. «Это значит, что надо что-то менять, а не прятаться за строками законов и хорошо отреставрированными жемчужинами нашего города», — сказал губернатор.

Ветшающее достояние

Полтавченко предложил отдать работы по сохранению и реставрации фасадов исторических зданий со скульптурами и лепкой комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). «Это часть культурного достояния Петербурга и, если вы помните, у нас лет семь назад была программа «Фасады Санкт-Петербурга» — их приводил в порядок КГИОП. Сейчас гарантийные сроки на эти работы заканчиваются — и фасады начинают ветшать. Логично будет, если опять КГИОП и займется этими фасадами», — отметил Полтавченко.

Проблема заключается в том, что действующее законодательство не позволяет просто передать этот вид работ КГИОП. Поэтому правительству поручено «с учетом уникальности Санкт-Петербурга и районов регулярной исторической застройки в городе» разработать отдельную программу и перераспределить средства на выполнение этих работ. По словам градоначальника, новая программа должна начать действовать уже с 2018 года.

Дубликатом бесценного груза

В июне, напомним, Смольный запустил программу по паспортизации объектов благоустройства Петербурга. Среди прочего, согласно подписанному губернатором постановлению, на специальном интернет-портале планируется разместить сведения о фасадах городских зданий и сооружений. На каждый предлагается создать отдельный электронный паспорт, который будет содержать текстовое описание лицевого фасада (в том числе композиционных приемов и функционального назначения), а также графическую часть (фотографии). Подготовка паспортов возлагается на собственников зданий или управляющие компании. Работу по паспортизации фасадов планируется завершить до 2020 года.

Автор: Ольга Зарубина, Роман Кизыма.
Источник: РБК

В башне Олафа Выборгского замка предложили запустить экскурсионный лифт. Он позволит любоваться каждым ярусом памятника.

Северо-Западная дирекция Минкультуры России 11 сентября обсудила реставрацию на башне Олафа Выборгского замка. Специалисты пришли к выводу, что внутри здания необходимо установить железобетонные перекрытия с деревянным покрытием вместо полностью деревянных, как это было до конца XIX века. Также эксперты рассуждали о необходимости лифта внутри башни.

«В 2015 году выполнены работы по проектированию башни Олафа с учетом ее приспособления под музейные функции. Возвращаясь к исторической правде, скажем, что на момент проектных работ башня не имела перекрытий вообще. Деревянные перекрытия, которые были возведены вместе с башней, согласно историко-архитектурным исследованиям, рухнули в конце XIX века. Выполнить такие же деревянные перекрытия, не разрушив историческую кладку, не представляется возможным. Поэтому было принято решение по устройству железобетонных перекрытий», — рассказала генеральный директор ООО «Коневские реставрационные мастерские» Екатерина Грубина.

Специалисты считают, что такое решение позволит не только использовать памятник в музейных целях, но и сохранит минимальную нагрузку на несущие конструкции — исторические стены и фундамент башни. Решение утвердили в Минкульте и комитете по культуре Ленобласти, а также прошли госэкспертизу.

Член Союза архитекторов России Михаил Мильчик предложил рассмотреть вариант с обустройством в башне лифта. Он позволит посетителям комфортно и безопасно любоваться каждым ярусом памятника культуры, считает искусствовед. На следующем заседании рабочая группа обсудит техзадание на доработку проекта.

Минкультуры России выбрало первые города, территории которых отреставрируют по программе создания городов-музеев. Вместе с Выборгом в списке оказались Гороховец (Владимирская область) и Крапивна (Тульская область). По версии чиновников, выбранные города хорошо сохранились, а также обладают большим культурным потенциалом.

Источник: «Карповка»

Музей «Кижи» открыл первые в России курсы реставраторов памятников деревянной архитектуры

В международных курсах ИККРОМ примут участие 20 специалистов в области сохранения деревянной архитектуры из 16 стран мира.

Сегодня в Петрозаводском государственном университете открылись международные курсы ИККРОМ «Консервация и реставрация памятников деревянной архитектуры».

Программа курсов включает теоретические и практические занятия, а также посещение самых интересных памятников деревянного зодчества Республики Карелия. К участию в курсах ИККРОМ приглашены ведущие российские и иностранные преподаватели, обладающие передовым опытом в области сохранения памятников культурного наследия.

Основная часть занятий будет проводиться на острове Кижи, где специалисты музея поделятся уникальным опытом реставрации Преображенской церкви и сохранения памятников деревянной архитектуры. По итогам обучения участники получат удостоверения ИККРОМ и кафедры ЮНЕСКО ПетрГУ. Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (International Centre for the Study of the Preservation and Restoration of Cultural Property, сокр. англ. ICCROM) является межгосударственной организацией, занимающейся сохранением всемирного культурного наследия через обучение, распространение информации, исследования, сотрудничество и проведение общественных кампаний. Центр находится в Риме. Республика Карелия и музей «Кижи» первыми в России удостоились чести проводить курсы ИККРОМ, что свидетельствует о международном признании мастерства и уникального опыта наших специалистов.

Партнерами музея «Кижи» в проведении курсов являются Министерство культуры и Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также созданная при активном участии музея кафедра ЮНЕСКО «Изучение и сохранение деревянной архитектуры» Петрозаводского государственного университета.

Учитывая значительный интерес мирового профессионального реставрационного сообщества к знаниям и технологиям, которые используются в сохранении деревянных памятников музея «Кижи», в дальнейшем планируется проводить курсы ИККРОМ регулярно, что будет способствовать популяризации культурного наследия нашего региона и повышению престижа Республики Карелия на мировом уровне.

Источник информации и фото: пресс-служба музея-заповедника «Кижи»

Порядок проведения торгов при продаже изъятых объектов культурного наследия утвержден Сергеем Собяниным

Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил порядок проведения публичных торгов по продаже изъятых по решению суда объектов культурного наследия народов России, которые находятся в перечне Единого государственного реестра. Документ предполагает, что теперь торги будут проходить в формате открытого аукциона в электронном виде. Инициировать торги сможет московский департамент городского имущества, а организовывать — департамент по конкурентной политике.

Изъятие объектов культурного наследия и их продажа помогают сохранить и восстановить эти объекты, а также приспособить их для современной жизни.

Источник: MOSDAY.ru

Фонд «Возрождение» и КФУ проведут международный форум по межкультурному диалогу

Мероприятие состоится уже в октябре и коснется в том числе вопросов включения в номинацию ЮНЕСКО «Шелковый путь» и другие.

Впервые в октябре этого года фонд «Возрождение» и К(П)ФУ проведут международный форум по межкультурному диалогу, сообщает пресс-служба вуза. Проводимое при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан, мероприятие станет еще одним шагом к сохранению и развитию устойчивого взаимопонимания и диалога как внутри различных культур, так и между ними.

Подготовка к проведению мероприятия ведется уже сейчас, утверждается круг тем, которые будут обсуждаться участниками форума. Так, например, через призму развития межкультурного взаимодействия будет рассматриваться ряд проектов по включению российских объектов историко-культурного наследия в список ЮНЕСКО. Торганизаторы форума уверены, что знакомясь ближе с наследием разных народов, погружаясь в их историю и помогая друг другу в деле его сохранения, представители культур начинают глубоко понимать друг друга.

В числе прочих будут обсуждаться и нюансы по включению в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» российских коридоров и маршрутов великой континентальной магистрали, инициированного сотрудниками ресурсного центра КФУ «Всемирное культурное наследие».

В перспективе с участием представителей правительств, различных международных организаций, высокопоставленных политических деятелей, экспертов в самых различных областях, так или иначе связанных с развитием межкультурного взаимодействия, а также специалистов-практиков и активистов стран Европы и СНГ форум планируется проводить на регулярной основе, постепенно расширяя как спектр обсуждаемых проблем, так и круг его участников.

Источник: ИА «Татар-информ»

Со шпиля здания МИД снимают строительные леса

В Москве приняты работы по реставрации шпиля на главном здании Министерства иностранных дел РФ – объекте культурного наследия регионального значения «Здание министерств иностранных дел и внешней торговли, 1943-1951 гг., арх. Гельфрейх В.Г., Минкус М.А.», расположенного по адресу: Смоленская-Сенная пл., д. 32-34/57/23, стр. 1.

Заказчиком работ выступило Федеральное казенное учреждение «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации комплекса зданий МИД России» (ФКУ «ДСР МИД России»); проект реставрации был разработан ФГУП «Атэкс».

Руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов: «Шпиль здания Министерства иностранных дел – уникальное сооружение: как мы знаем, его не было в изначальном проекте этой высотки; его соорудили уже тогда, когда строительство здания было завершено. Перед архитектором Владимиром Гельфрейхом стояла задача соорудить такой шпиль, который бы, во-первых, лаконично увенчал его творение, а во-вторых, не был чрезмерно тяжелым и не навредил всей конструкции. Он с этой задачей прекрасно справился: с момента возведения и до настоящего времени (а это без малого 70 лет) шпиль простоял на здании МИД без реставрации».

Реставрационные работы начались год назад, в сентябре 2016 г., когда был демонтирован старый шпиль. Работы включали демонтаж металлоконструкций и металлической облицовки шпиля, монтаж металлоконструкций силового каркаса шпиля, его лестниц и площадок, монтаж металлической обшивки. Также были проведены реставрация кровли, вентиляционных камер и технических помещений, облицовки и металлоконструкций малых архитектурных форм пилонов, монтаж металлоконструкций распределительной консоли. Были отреставрированы керамические блоки фасада здания, четыре угловых башни наружной стены здания, устроены новые инженерные сети.

Здание на Смоленской-Сенной площади – одно из семи высотных зданий, сооруженных в Москве после войны в период 1947-1954 гг. Строительство «семи сестер» (изначальный проект предполагал возведение 8 зданий) началось в год 800-летия столицы. Считается, что первые восемь высоток должны были положить начало грандиозному проекту по застройке высотными зданиями всего города с последующим возведением аналогичных в столицах союзных республик. Проект был разработан главным архитектором Москвы Д.Чечулиным предполагал органическую связь этих построек с исторической планировочной структурой города. Высотки символизировали подъем страны, победившей фашизм, и величие ее народа-победителя.

Строительство здания Министерств иностранных дел и внешней торговли было начато в 1948 г. по проекту, разработанному Архитектурно-проектной мастерской Горстройпроекта, авторским коллективом, состоящим из Гельфрейха В.Г., Минкуса М.А. и Лимановского Г.М. Здание имеет ступенчатый силуэт с повышенной центральной и пониженными боковыми частями. Значительное внимание уделялось не только архитектурно-художественной отделке, но и инженерному оснащению здания, оно имело не только лифты и эскалаторы, но и систему централизованного пылеудаления и кондиционирования воздуха.

Источник: Департамент культурного наследия города Москвы

От дома — к музею

Первый директор музея в доме Мельникова представил первые итоги исследовательской работы. Меняют ли они наш взгляд на этот архитектурный шедевр?

В декабре 2014 года дом архитектора Константина Мельникова открыл свои двери для широкой публики. Став филиалом Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, за короткое время этот дом превратился в одну из самых интригующих московских достопримечательностей. Первые результаты его исследований, проведенных за три года сотрудниками Музея архитектуры, представил в книге «Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей» Павел Кузнецов, возглавивший работу по созданию Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. Книга раскрывает подробности строительства здания и его судьбу на протяжении всего XX века. Новые, ранее неизвестные или недоступные исторические сведения — безусловная ценность издания, но то, как эта информация представлена, вызовет удивление и разочарует даже самого неискушенного читателя.

Внешне напоминающее каталог к выставке благодаря достойному дизайну и большому количеству цветных иллюстраций (в том числе современных фотографий Дениса Есакова), эта книга на поверку оказывается чем-то средним между диссертацией, описанием архивных документов и отчетом о проделанной работе.

Сходство с диссертацией чисто внешнее. Обязательное наличие ссылок, вводная часть, так называемая степень научной разработанности (глава «Дом и его исследователи»), скупое описание фактических данных (глава «Строительство дома (1927–1929)») и очень сухая подача материала входят в противоречие с отсутствием сформулированной научной проблемы, гипотезы автора и методологии исследования. Объем текста не сильно превышает количество иллюстраций, что снижает градус научного пафоса.

Интригующий сюжет с эскизами ранее неизвестных проектов первого архитектора-конструктивиста, возникший во введении, представлен в книге тремя набросками фасадов Главснаба и двумя абзацами текста описательного характера, что приводит в недоумение. Казалось бы, открытие должно вызвать исследовательский интерес, но никаких подробностей читателям не дают.

Новые, достаточно занимательные, но чаще всего специальные сведения (измерительные данные, чертежи, финансовая отчетность на всех этапах строительства, юридические и страховые подробности) даны в качестве цитат из документов, выстроенных в хронологической последовательности. Многие цитаты избыточны.

В завершающей части приведено описание нынешнего состояния дома Мельникова, а также представлен подробный отчет обо всех этапах внутренних и внешних трансформаций, которые здание претерпело, превращаясь из жилого пространства в музей. Как и предыдущие, этот раздел лаконичен. Остается загадкой, каким образом эта информация может изменить наш взгляд на знаменитый дом Мельникова, расширить наши представления об одном из шедевров архитектурного авангарда. К сожалению, за бесконечным цитированием, списками, цифрами и отчетами о проделанной работе не видно ни самого зодчего, ни жилого дома, ни «шедевра авангарда».

Источник: The Art Newspaper Russia

Дерево на вес золота

Для Петербурга это уже штучная коллекция: в городской черте под охраной осталось чуть более 20 исторических деревянных зданий, с учетом пригородных районов – 263.

Деревянное зодчество – самый хрупкий пласт архитектурного наследия. Он исчезает буквально на глазах, но вовсе не из-за специфики материала. Не так давно в Томске ученые здешнего госуниверситета совместно с коллегами из Штутгарта и Дармштадта обследовали один деревянный памятник федерального значения столетнего возраста. И установили: продолжительность его эксплуатации при подобающем содержании способна составить до 400 лет. Так что самое слабое звено в деле сохранения таких объектов – не материал, а человек. С ним, с его сознанием, прежде всего и надо работать.

Опыт соседей

Расхожее мнение о недолговечности деревянных построек и их неприспособленности для современной жизни опровергает опыт ближайших соседей – Финляндии, Эстонии, Швеции, Норвегии.

В квартале Бергена Брюгге, на прибрежной улице Нёстегатен, стоят себе рядком аж семь домов 400-летнего возраста, а есть и такие, что ведут свою историю с XIV века, – и эта часть города считается самой престижной. Здесь размещаются бюро именитых компаний, студии известных дизайнеров, сувенирные лавки, рестораны и мастерские художников. С 1979-го Брюгге в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Осознание ценности своего воистину золотого деревянного наследия пришло к норвежцам достаточно рано, еще в 1949 году несколько старинных домов из разных частей региона перенесли в одно место, положив начало музею под открытым небом «Старый Берген», воссоздающему атмосферу этого города на период XVIII столетия. Сегодня он насчитывает около полусотни возрожденных зданий разного функционального назначения – жилые, служебные постройки, мастерские, пекарни… Пожалуй, ни один другой исторический деревянный город не вызывает в душах путешественников столь солидарный восторг – «волшебный город», «самый романтичный», «удивительно теплый, несмотря на вечно плохую погоду».

В литовской столице одним из самых дорогих считается район Жверинас, до сих пор почти на три четверти состоящий из деревянных домов – отдельные экземпляры, причем весьма скромного вида, продаются по цене свыше миллиона евро. Сравнима с ним по цене и недвижимость рижской Кипсалы, где особенно ценится незатронутая современной застройкой восточная часть, хранящая заповедный дух старины.

В бережно восстановленных вековых деревянных домах живут послы Австрии, Португалии, Нидерландов, известные режиссеры, художники, писатели и экс-премьер Латвии со своей супругой архитектором Зайгой Гайле. Именно она вдохнула новую жизнь в этот островной район Риги, ее трудами были отреставрированы и деликатно приспособлены к современным требованиям десятки здешних домов, а также перевезенные из других мест (где им угрожало уничтожение из-за наступающей новой застройки).

«Деревянный дом гуманизирует среду, – считает Зайга, – вносит в нее человеческий масштаб. В большинстве городов начала XXI века деревянная застройка – это не досадный анахронизм, а ресурс для стильного и здорового образа жизни. При условии, что сохранению семантических ценностей исторической деревянной застройки сопутствует удовлетворение высоких требований современного дизайна и комфорта». В том, что «подлинные деревянные здания могут существовать в современном городе не только в виде музеев, но и в качестве наиболее престижного типа городского жилища, привлекательного компонента живой центральной среды», убежден и профессор московского отделения Международной Академии архитектуры (МААМ) архитектор и урбанист Андрей Иванов. Помимо успешного опыта сохранения деревянных городов Северной и Центральной Европы, профессор отмечает и удачные примеры в некоторых городах России – где, по его наблюдениям, формируется тенденция постепенного перехода от «сохранения снизу» к сохранению программному. Так, в Томске гражданская инициатива, принятая под патронат губернатора, вылилась в официальную Программу сохранения и возрождения деревянного зодчества, куда включили 700 объектов. Из них за первые пять лет (с 2005 года) сумели привести в порядок 62. В последующий период удавалось ежегодно реставрировать до 20 зданий, консервировать еще с четыре десятка, осуществлять обследования, вести мониторинг. Действует и система льгот: тот, кто возрождает дом-памятник за свой счет, получает скидку до 90% на аренду здания в период ремонта, а по его завершении она будет обходиться в 1 рубль за год.

Чрезвычайно важна и та работа, что проводится на базе Томского госуниверситета. В его бизнес-инкубаторе был разработан уникальный огнебиозащитный состав – экологически чистая пропитка с I(высшей) группой огнезащитной эффективности. Состав этот применим для защиты деревянных зданий и конструкций от пожаров и гниения, не содержит ядовитых веществ и вдвое дешевле применяемых. Также специалисты ТГУ исследовали обработку конструкций приборами СВЧ – тесты показали практически 100-процентный результат уничтожения бактерий и плесневых грибков, разрушающих древесину.

Да, не все по томской программе идет гладко – извечная нехватка денег, вынуждающая зачастую подменять реставрацию ремонтом. Случаются и сносы, но охотников до них поубавилось, когда ввели требование воссоздавать утраченное только в историческом материале. Несмотря на все издержки, опыт Томска с его системным и последовательным подходом заслуживает внимания.

Счет времени

О необходимости разработки и утверждения целевой программы спасения деревянной архитектуры в Петербурге толкуют который год. Еще в феврале 2013 г. Совет по сохранению культурного наследия принял соответствующее решение, прописав элементы программы и алгоритм действий, и направил его губернатору. Но никаких ответных шагов так и не последовало. Хотя еще пять лет назад состояние нашего деревянного зодчества было признано катастрофическим.

На недавнем совещании в Смольном глава КГИОП представил результаты мониторинга состоящих под госохраной деревянных объектов, выполненного по поручению вице-губернатора Игоря Албина. Цифры прозвучали поразительные: оказывается, по 28 таким объектам в госреестре недвижимости вообще нет сведений о владельце (135 находятся в собственности города, 100 – в частной). Из всех 263 нуждаются в безотлагательных мерах по спасению 98, в систематическом присмотре – 134, благополучных же – лишь 22.

Эта статистика касается только «деревяшек», получивших официальное признание: статус выявленных объектов, региональных или федеральных памятников. А по оценкам исследователей сообщества «Старые дачи», только в границах от Сестрорецка до Ушково – еще свыше 140 заслуживающих внимания. В Репино, например, всего один включенный в госреестр объект – Пенаты (хотя это, как известно, новодел – подлинная усадьба была уничтожена во время войны, ее воссоздали с нуля к 1960-м). Хотя достойных охранного статуса наберется не один десяток. Например, дача барона Ридингера (Приморское шоссе, 394, к. 6, лит. А) – с шестиугольной башенкой и еще теплящимся разноцветьем витражей, в живописнейшем месте на холме, с нисходящей к заливу лестницей и сохранившейся чашей пруда с фонтаном.

Последняя единственно уцелевшая из 40 дач семьи Ридингеров, выстроенных в Куоккале для сдачи внаем.

До недавнего времени она использовалась под жилье работников санатория «Репино», но в 2015-м отошла в федеральную собственность, а на смену квартирантам пришли бомжи и вандалы. Наведавшийся туда весной любитель старины зафиксировал: «Картина удручающая. Крыша со стороны шоссе провалилась, боковой вход открыт и завален бытовым хламом, внутри дома лежит снег. Балюстрада лестницы к фонтану еще сохранилась, а вот ограждения вдоль дома перед лестницей уже отсутствуют». Августовский отчет добавил удручающих деталей: «Изразцовые печи варварски уничтожены, при этом многие изразцы не украдены, а просто разбросаны по зданию. Пол веранды прогнил. Думается, в таком виде здание простоит недолго. Велика вероятность, что оно может случайно сгореть».

В западной части поселка, у взморья, еще живы два из трех строений легендарной Виллы Голике (Приморское шоссе, 430). Внучка первых владельцев художница Ина Берсен-Коллиандер и ее муж, финский шведскоязычный писатель Тито Коллиандер, к началу 1930-х создали здесь «обитель романтики прошлого». В усадьбе, ставшей своеобразным арт-убежищем, гостили и находили пищу для ума и вдохновение для своего творчества философы, лингвисты, писатели, поэты, художники. Исследователь А. К. Молчанов, опираясь на архивные данные, мемуары и эссе самого Коллиандера, воссоздает картину той дачной жизни:

«Люди появлялись и исчезали. Всех принимали дружелюбно. Предоставляли жить своей жизнью. Если трудовое рвение надоедало хозяевам, пишущие машинки стучали в саду или на втором этаже. Карандашами, перьями и кистью работали в саду. Кто-то в творческих муках мерил шагами прибрежный песок. Вечерами собирались за чашкой чая, и завязывалась беседа о культуре, литературе, политике, о положении в Финляндии и в мире – под вспышки прожекторов и выстрелы пушек в Кронштадте. На расстоянии нескольких десятков километров – бывшая столица, оттуда разносилось эхо выстрелов, и прибывали перебежчики. Здесь же, на другой стороне границы, – полная тишина, настороженность, практически эвакуация задолго до зимней войны (…). Вечная нехватка денег одолевала обитателей Голике. Вместе ожидали гонорара. Каждое посещение почты вызывало напряженное ожидание. Когда деньги наконец приходили, надо было прежде всего оплатить счета в магазинах – Фёдоровым, Пимия, Алексеевым, Кирунцевым, рыботорговцу Пайю. Выкупалась из заклада пишущая машинка, а остальное отправлялось в казино Куоккала – на всеобщее расслабление. Было немало романов, немало любовных драм. Кто-то собирал жуков, новые виды бабочек или строил настил на дереве, где и писал. Очень переживали, когда кот по имени Сталин попал под автомобиль. Ральф Парланд привез патефон – Парланды были меломаны, Диктониус и Рагна Льюнгеддель тоже. (…) Здание Виллы Голике сохранилось до сих пор, хотя и в перестроенном виде. На рубеже веков участком и строениями на нем владел петербургский спортклуб «Кировец». Три года академия художеств Финляндии арендовала это строение для летней студенческой практики». (http://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=golike).

Местная администрация обращалась в КГИОП с просьбой провести историко-культурную экспертизу и взять объект под охрану. Но комитет, ссылаясь на нехватку финансирования, все откладывал решение вопроса. А осенью прошлого года Градсовету был явлен проект строительства здесь гостиничного комплекса – из двух массивных стеклянных корпусов высотой 15 м. Оказалось, что участок в собственности частной компании, а две уцелевшие дачи по документам числятся построенными в 1961 году. Автор проекта, представляя свое детище, пояснял: «Мы постарались вдохновиться тем, что там есть, сделать что-то, что поддержит ландшафт». Результат вдохновения встретил весьма неоднозначную оценку экспертов.

«Не хотел бы снять номер в этом гиперчемодане», – признался президент петербургского Союза архитекторов Владимир Попов. Неприемлемым счел предложенное решение и зампредседателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов – здание таких масштабов будет просматриваться отовсюду, предложенный облик немыслим среди карельской природы, в зоне охраняемого ландшафта.

Зато авторы других «гиперчемоданов», разбросанных по историческому центру (Юрий Земцов, Святослав Гайкович), выступили с восторженными отзывами, а их коллега Сергей Шмаков вообще заявил, что «в сорока километрах от города, в густом лесу возможно всё». Замечание оппонентов, указавших на то, что по проекту планировки территории на данном участке запрещено капитальное строительство, не смутило главного архитектора города Владимира Григорьева. «Проект планировки можно будет откорректировать», – рассудил чиновник. Все же эксперты вынуждены были признать, что предлагаемый объем застройки слишком велик для этого участка, и рекомендовали объем уменьшить, как и высоту здания, – и послали на доработку. С тех пор о дальнейшей судьбе проекта ничего в публичном пространстве не слышно – что, впрочем, не исключает возможности кулуарного его продвижения.

Стремление к нулю

За последние 20 лет, по оценкам специалистов, знаменитый уникальной архитектурной северного модерна Курортный район Петербурга утратил до 75% своей исторической застройки. И ведь речь идет не только об исчезновении десятков старинных построек, но об утрате целого пласта отечественной культуры, включая ту самую культуру дачной жизни, формировавшую совершенно особый уклад жизни и воспитавшую не в одном поколении навыки гармоничного бытования.

Суконному языку бюрократии такие понятия чужды. И уже не приходится удивляться, что разработка плана спасения деревянного наследия Курортного района оказалась вверена Комитету имущественных отношений. Предварительную концепцию, о сути которой ничего не известно, городское правительство одобрило еще в ноябре 2015-го. Тогда же было решено разработать подпрограмму «Сохранение и развитие исторических деревянных зданий Курортного района Санкт-Петербурга» в составе ГП «Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга» на 2015–2020 годы». На сочинение соответствующей концепции в городской бюджет-2016 заложили аж 35 млн рублей (для сравнения: разработка общероссийской «Концепции сохранения памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот до 2025 года» была выполнена по заказу Минкульта за 3,6 млн в течение полугода).

«Для работы на уровне концепции это колоссальная сумма, – удивляется зампредседателя Совета по сохранению культурного наследия и один из ведущих специалистов в области сохранения деревянного зодчества Михаил Мильчик. – Думаю, можно было бы собрать группу профессионалов и краеведов-знатоков, у которых за многие годы наработан колоссальный массив архивных материалов по таким объектам и которые бы с радостью взялись за создание адекватной концепции, не требуя колоссальных сумм. Но, насколько мне известно, никого из знатоков-исследователей и специалистов в области деревянного зодчества не привлекали к участию в данной работе».

Согласно официальной информации о реализации госпрограммы Петербурга за 2016 год, в строке «уровень выполнения» против позиции, касающейся разработки концепции для Курортного района, значится «0». В качестве причины такого впечатляющего результата указано «Изменение схемы реализации мероприятия, в частности отказ от проведения конкурсных процедур в соответствии с Законом 44-ФЗ по решению вице-губернатора Мокрецова М. П. от 02.06.2016» и «Проводятся корпоративные процедуры по созданию АО «Центр развития и реконструкции Курортного района Санкт-Петербурга», которому будет поручена разработка концепции».

В общем, год прошел как сон пустой. А пока чиновники увлечены «корпоративными процедурами», исторические дачи продолжают гнить, разрушаться и исчезать в огне пожаров.

Источник: «Новая газета в Санкт-Петербурге»

 В Самаре стены Дома промышленности облицуют мрамором

В Самаре отреставрируют один из самых известных объектов культурного наследия – Дом промышленности. Здание на улице Куйбышева, 145 приведет в порядок его нынешний владелец – АО «Транспортно-логистическая корпорация», основной пакет акций которой принадлежит Министерству имущественных отношений Самарской области.

– Максимальную стоимость контракта установили в размере 10,7 млн рублей. Все работы подрядчик должен будет выполнить в течение шести месяцев с момента заключения договора, – говорится в сообщении на сайте госзакупок.

Сделать это планируют в начала октября. Судя по техзаданию, подрядчик будет заниматься восстановлением только фасадной части здания. Известно только, что облицовку стен памятника архитектуры будут проводить с использованием мрамора и травертина (известковой породы. – Прим. 63.ru). Также на фасаде восстановят лепнину венков и другие декоративные элементы. Предстоит подрядчику привести в порядок и центральную лестницу, сделанную из гранита.

Напомним, Дом промышленности закрыли в декабре 2015 года из-за аварийного состояния здания. Власти сообщали, что за счет его продажи планировали покрыть долги футбольного клуба «Крыльев Советов» перед банком.

Дом промышленности – объект культурного наследия регионального значения. Был построен в 1936 году из камней, оставшихся от разрушенного Кафедрального собора. Считается одним из самых пожароопасных зданий из-за деревянных перекрытий.

Источник: Сетевое издание «63.ру»

Как знаменитому барнаульскому ресторану «Русский чай» возвращают исторический образ

В Барнауле реставрируют дом купцов Шадриных, известный как ресторан «Русский чай». Бревенчатый сруб уже очистили от многолетней копоти, убрали из него разрушенные фрагменты, вынесли перегородки-новоделы. Работы идут под руководством архитектора и руководителя мастерской «Классика» Александра Деринга, который готовил проект реставрации, а сейчас ведет авторский надзор. Для читателей altapress.ru он провел экскурсию по памятнику архитектуры, рассказал о его реставрации и будущем предназначении.

Дом Шадрины построили в начале прошлого века на ул. Гоголевской, 85. Сейчас это проспект Красноармейский, 85. В нем проживали семьи двух братьев. Скорее всего сосновый сруб возвела артель плотников, которые тогда строили в городе деревянные дома. Их приемы видны и на других деревянных срубах Барнаула, отметил Деринг.

Сейчас бревна очистили от копоти и грязи, от чего их поверхность значительно посветлела. Рабочие заполнили щели в отдельных лесинах специальными мастиками, которые предотвращают попадание внутрь влаги и защищают дерево от разрушения. На следующем этапе их покроют прозрачным составом. Благодаря этому сохранится уникальная фактура исторического дерева, но при этом оно будет защищено.

«Дому купцов Шадриных уже почти сто лет, но он до сих пор стоит и на самом деле в этом нет ничего необычного. Все дело в материале и принципах его обработки. Во-первых, сто лет назад дерево было здоровым, а сейчас экология негативно отражается на его свойствах и, соответственно, сроке службы. Во-вторых, тогда бревна для сруба не распиливали, а срубали и затем обрабатывали топором и другими подобными инструментами. За счет этого волокна древесины сминались, запекались смолой, закупоривая поры дерева и защищая его от влаги и, соответственно, разрушения», — рассказал Александр Деринг.

Толщина уличной стены сруба — около 20 см. Изнутри его покрывали дранкой — это тонкие дощечки, приколоченные так, что получалась сетка. Сверху ее закрывали штукатуркой.

«Этого было достаточно, чтобы в помещениях было тепло. Свойство дерева особенные: когда на улице холодно, а в доме тепло, то бревно промерзает только наполовину. Точка росы остается внутри него, поэтому стена не мокнет. Но важно, чтобы комнаты в деревянном срубе были маленькими и хорошо отапливались», — отметил Деринг.

Сейчас дом купцов Шадриных реставрируют. Рабочие вынесли перегородки-новоделы, сняли полы, потолки, коммуникации, сантехнику. Им предстоит заменить сгнившие фрагменты сруба, выровнять и укрепить стены и перегородки.

«Дом сильно пострадал от пожара в 1970 годах, — рассказал архитектор. — Думаю, он произошел из-за неаккуратного обращения с отопительными приборами. Но дом восстановили. Уже тогда понимали архитектурную ценность этого деревянного сруба с его великолепной резьбой. Конечно, то восстановление нельзя назвать реставрацией. Это был просто ремонт».

Сейчас, когда рабочие сняли штукатурку до дранки, стало видно, что сруб словно вложили в металлические рамки балок и колонн. Это было ошибкой, считает архитектор: «Металл и дерево — разные по свойствам материалы. Все это не добавило долголетия постройке». Но решение таким образом стянуть сруб принято не просто так. Одновременно с реставрацией после пожара здание перестроили под ресторан. Для этого убрали часть внутренних перегородок, снесли одну из лестниц. «Конечно, дом пришлось укреплять», — уточнил Деринг.

По словам Александра Деринга, собственник здания после реставрации планирует сдать его в аренду под общепит. Скорее всего в «Русском чае» обоснуется «Кинза и мята». На первом этаже предложат формат фастфуда, а на втором — ресторан.

Но когда можно будет посетить заведения не известно. Реставрационные работы идут медленно. По оценкам Деринга они выполнены лишь на 50%.

Справка

В исторических архивах сохранилось объявление купцов Шадриных, из которого становится понятно, что предприниматели занимались разнообразным бизнесом. Например, они били сливочное масло, которое было настолько хорошего качества, что его удостоили бронзовой медали на одной из сельско-хозяйственной выставок того времени. Еще Шадрины торговали мануфактурными товарами, скобяными изделиями, парфюмерией, земледельческими машинами и многим другим.

Дом купцов Шадриных — это исторический памятник федерального значения, один  из наиболее интересных примеров деревянного зодчества в Сибири. Его построили в 1913, по другим данным в 1914 году. По первоначальному проекту на первом этаже предполагалось построить две квартиры по 3 комнаты в каждой, кухню, дворовые сооружения, помещение для кучеров, баню и помещение для коней. На втором этаже — 7 комнат, две из которых больше других по размерам. В начале правления советской власти в помещении расположили детский дом, но в 1976 году случился сильный пожар, и пришлось провести реконструкцию здания.

Источник: Издательский дом «Алтапресс»

Выставка «Итальянские постройки Алексея Щусева» открылась в столице

В Москве состоялось открытие выставки «Итальянские постройки Алексея Щусева. Храм Святителя Николая в Бари и Русский павильон в Венеции». На выставке экспонировано более 100 графических произведений из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева и частных коллекций. Большая часть из них представлена впервые. Экспозиция раскрывает рождение авторского замысла от первоначальных эскизов до презентационных чертежей и фотографий. Помимо осуществленных работ, посетители смогут увидеть неизвестный эскизный проект Щусева для храма в Сан-Ремо, который впоследствии возводился по чертежам итальянского архитектора Пьетро Агости. Выставка будет работать в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева до 6 декабря.

Алексей Викторович Щусев (1873-1949) – русский и советский архитектор, автор проектов Марфо-Мариинской обители, Казанского вокзала, Мавзолея Ленина, гостиницы «Москва», один из авторов Сталинского генплана (плана реконструкции Москвы). Архитектурные работы Щусева сохранились и за пределами России: Храм Святителя Николая Чудотворца или Русская церковь со странноприимным домом в Бари, Русский павильон в Венеции.

Источник: Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К)

 

 

 

Актуальные новости

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов

15.12.2017

Копии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна начали устанавливать на аттик римско-католического храма Святой Екатерины на Невском пр.,...
«Императорские конюшни Петергофа»: второе дыхание великого памятника

13.12.2017

15 декабря в 18:35 на телеканале «Санкт-Петербург» состоится показ фильма-телеквеста «Императорские конюшни Петергофа», созданного по заказу и при поддержке Агентства...
Документальный фильм о горной Ингушетии под названием «Край тысячи башен» покажет телеканал «Моя планета»

11.12.2017

Премьера документального фильма о горной Ингушетии под названием «Край тысячи башен» состоится во вторник 12 декабря в 16.00 – его...
Больше новостей

Подписка на новости