ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"
Арт-пространство «Усадьба Струйских»
В самом центре Москвы, историческом районе Немецкой слободы открылось замечательное уютное арт-пространство “Усадьба Струйских”. Открытие стало возможным благодаря поддержке Агенства по управлению и использованию памятников истории и архитектуры.
Более двух веков в тиши Горохового поля на углу Токмакова и Денисовского переулков стоит старинная московская усадьба Струйских-Белавиных-Четвериковых-Варенцовых. Редкий прохожий, проходя или пробегая мимо, не будет очарован сдержанной красотой одноэтажного дома с колоннами и мезонином, проступающим сквозь ветви двухсотлетних лиственниц.
Ансамбль усадьбы сложился не сразу. До 1771 года владение принадлежало известному в то время поэту и издателю Петру Еремеевичу Струйскому, одному из богатейших волжских помещиков своего времени. Сейчас эта фамилия более известна в связи с портретом его второй жены – очаровательной Александры Петровны. Портрет написан Федором Степановичем Рокотовым — другом и соседом Струйского художником Ф.С. Рокотовым.
Усадьба Струйского, как описывает издание 1998 г. «Памятники архитектуры Москвы», в то время состояла из главного деревянного дома, который стоял на углу квартала, а по линии Денисовского переулка композицию замыкал существующий и ныне каменный флигель. Во дворе были разбросаны хозяйственные постройки. Нижнюю часть усадьбы занимал сад с большим прудом, а в дальнем конце квартала протекала речушка Чечора.
В 1771 году усадьбу покупает Петр Борисович Белавин – помещик, дворянин, секунд-майор и надворный советник. Он устраивает на территории усадьбы шелковую фабрику, приносящую ему значительный доходы. Петр Борисович принимает деятельное участие в строительстве церкви Вознесения Господня на Гороховом поле, находящейся рядом. В 1817 г. вместо прежнего деревянного дома был возведен каменный дом.
Построение композиции ансамбля усадьбы очень интересно и четко привязано к ландшафту, что придает ей некоторые черты классической загородной усадьбы. Необычайно выразительна постановка главного дома усадьбы. Передний двор, вопреки требованиям классической симметрии, окружен лишь одним флигелем; угол квартала остается свободным, открывая вид на дом, отчетливо рисующийся над склоном рельефа. Мезонин, который вместе с колоннами вероятно был построен позже, служил своего рода бельведером – из его лоджий открывались красивые виды на окружающую местность. Над задними комнатами были устроены антресоли. В главном доме сохранилась планировка парадной анфилады: зал с хорами и камином, гостиные, вестибюль.
Следующим владельцем усадьбы становится Дмитрий Иванович Четвериков, выходец из калужских купцов, торговавший сукном. В 1889 году он решает продать северную часть своей усадьбы с главным домом , оставив себе южную часть. Новый владелец – Николай Александрович Варенцов, видный московский предприниматель и общественный деятель.
В начале ХХ века он был широко известен в московских и российских деловых кругах: собственным трудом нажил одиннадцатимиллионное состояние, был одним из первых в столице владельцев авто. Вот как в своих мемуарах «Слышанное. Виденное. Пережитое.», он описывает облик усадьбы. «В мои юношеские годы пришлось жить недалеко от этого дома; когда бы я ни проходил мимо его, всегда любовался им: густая растительность, состоящая из старых дубов, лип, лиственниц, каролиновых тополей, между которыми росли густые, запущенные кусты сирени, жасмина, жимолости, образовавшие как бы непроходимые дебри, которые окружали старый белый дом с колоннами, с мезонином крестообразной формы, с круглыми обширными рамами. Владение по улице было окружено забором на каменном фундаменте, со столбами из белого камня, с железными толстыми решетками, торчащими вверх пиками, и тяжелыми широкими воротами. Весь вид его изображал старую заброшенную усадьбу в захолустной губернии».
При Варенцове планировка усадьбы и дома существенных перестроек не претерпевает, проводятся лишь необходимые ремонтные работы. В 1890-1891 гг. была выстроена новая ограда; от первоначальной остались лишь ворота у восточного флигеля по Денисовскому переулку и столб у корпуса по Токмакову переулку. После революции усадьба была национализирована и разделена на коммунальные квартиры. После расселения жильцов здесь располагались разные учреждения. В 2002-2008 гг. проводилась реставрация усадьбы, а с 2017 г. ее двери открыты для всех, кто любит искусство, музыку, историю, живопись.
В настоящее время на территории старинной русской усадьбы расположились:
Музей Русского искусства с несколькими выставочными залами;
Творческие мастерские с разнообразными мастер-классами по живописи, рисунку, созданию мультфильмов, искусству фотографии, уроками творчества для детей и взрослых;
Реставрационный отдел;
Лавка художника и багетная мастерская;
Небольшой антикварный и букинистический цетнр с коллекцией книг по искусству, архитектуре и дизайну;
Лекторий и кино-лекторий.
Помимо показа основной коллекции, в музее регулярно проходят самые разнообразные события — выставки, вернисажи, конкурсы, презентации и конференции. Вечерами в усадьбе царит творческая атмосфера. В каминном зале проходят концерты классической музыки, спектакли, джазовые и поэтические вечера. В планах Музея создание постоянно действующих экспозиций по истории Императорской фамилии, истории почтовой марки, экспозиции по такому короткому в истории нашей страны периоду как НЭП, и такой незаслуженно забытой темы как карикатура.
Подробнее на официальном сайте www.russianartmuseum.ru