Построен в 1868-1879 годах в бытность Великого князя Константина Николаевича начальником Морского ведомства. Перестроен в 1897—1901 годах. В 1808 году возобновилась война со Швецией. В связи с этим, а также принимая во внимание участившееся появление английских кораблей вблизи Кронштадта, было принято решение укрепить оборону фарватеров. Срубы под основание форта строили в береговых артелях и были отбуксированы галерами и установлены в 800 метрах от берега о. Котлин. Собранная на их базе деревянная батарея получила название «Двойная южная батарея о двух ярусах», на которой вначале было расположено 25 дальнобойных 36-фунтовых пушек, 12 30-фунтовых и 12 единорогов (орудие короче пушки, но длиннее мортиры).
В 1834 году батарея была переименована в форт «Константин» по имени сына Императора Константина. Форт был также оснащён крепостными ружьями нового типа.
На протяжении всего срока службы форт играл роль испытательного полигона, на котором проходила апробацию артиллерийская техника и новые приёмы фортификации. Так, в 1908 году на форте были установлены новейшие горизонтально-базные дальномеры системы Лауница.
В период с 2001 года по настоящее время арендатором форта проведен огромный объем ремонтно-восстановительных работ. На форте организованы причалы для яхт и судов различного водоизмещения,  выставки, мемориал «Защитникам западных рубежей», Музей маячной службы, смотровые площадки, арт-объект «Форточка в Европу». Благодаря транспортной доступности форта его ежегодно посещают тысячи туристов.
Форт является одним из ключевых объектов ежегодного празднования Дня Военно-морского флота России.