Знакомьтесь, Форт Дёнхофф! Интервью с Артуром Сарницем и Валерием Щербатых, развивающими в Калининграде культурное пространство «Форт Дёнхофф» на территории одноименной крепости XIX в.

https://www.high-endrolex.com/21

КАК ВАМ ДОСТАЛСЯ ФОРТ?

Валерий Щербатых: «Я  в то время исполнял обязанности руководителя АО «Корпорации развития Калининградской области» и занимался подбором объектов, привлекательных для инвесторов. А Артур осматривал их как архитектор и давал свое заключение. В то время нами было выявлено много подобных объектов, армия передавала региону (Калининградской области) множество объектов, которые выставлялись на аукционы, после чего передавались инвесторам, которые планировали приводить их в порядок и развивать. И в один прекрасный день мы с Артуром оказались у ворот Форта № 11 Дёнхофф. Тогда еще там хозяйничали военные. Открывшаяся картина была ошеломляющей — объект был натурально затоплен! Вся территория форта — это были сплошные джунгли чистой воды. И вода стояла на полтора метра выше нулевой отметки. В большинство помещений пройти было невозможно — почти везде было по колено и выше, а кое-где можно было плавать на лодке».

Артур Сарниц: «Однако, присмотревшись, мы обратили внимание, что здесь сохранилось большое количество металлических элементов: двери, лестницы, затворные механизмы и так далее». 

Валерий Щербатых:
 «Я тогда к фортам относился очень-очень осторожно. Мне тогда и в голову не могло прийти, что мы будем заниматься этим объектом. Другие были планы. В то время ни у кого не было опыта управления фортами. И вообще слава у фортов была не очень – было много случаев, когда энтузиасты их изучения, мародеры, ищущие легкой наживы, и просто случайные люди погибали в них».

Артур Сарниц: «Однако, мы выполнили свою работу: все сфотографировали и сделали доклады о состоянии объекта и в Общественной палате, и в Службе государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области. И, возможно, именно благодаря нам форт ни дня не был без надзора — когда ушли военные, он сразу был поставлен под охрану. Если бы этого не произошло, мародеры за считанные дни срезали бы все металлические элементы. Увы, это обычная практика, ведь на металлолом у нас принимают все, что принесешь».

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ ФОРТА В АРЕНДУ?

Артур Сарниц: «Параллельно мы узнали, что дальнейшая судьба форта под большим вопросом — очередь из желающих им заняться не выстроилась. Как раз в это время область начинала активно развивать туризм, и общим мнением на всех правительственных совещаниях было то, что одними из самых привлекательных для туристов объектами показа являются именно фортификационные. Всем было понятно, что у фортов колоссальный потенциал, но как его раскрыть тогда никто не знал. Не было прецедентов и юридических решений, как форт легально передать в управление кому-то. В итоге такой механизм был отработан на нашем примере».

Валерий Щербатых: «Да, все так и было. Многократно обсудив все в узком кругу, решили попробовать заняться этим фортом и вышли с соответствующим предложением на руководство области. На что нам было сказано: “Все замечательно, но процедуру передачи объекта в управление частной компанией разрабатывайте сами.” После чего мы, еще не будучи арендаторами, поработали с юристами, сделали трехмерную модель форта, написали концепцию развития проекта».

Артур Сарниц: «Анализируя наши шаги с позиции сегодняшнего дня, можно сказать, что мы сильно рисковали: еще не став арендаторами, начали вычищать форт, нашли решение, как спустить воду и приступили к  реализации планов по его восстановлению. За две недели мы спустили примерно 40 тысяч кубов! А ведь кто-то потом мог просто заплатить более высокую цену на аукционе, и нам пришлось бы просто уйти и отказаться от этого проекта, передав его новому арендатору. Однако 4 июня 2015 года мы выиграли аукцион и получили форт в аренду на 49 лет».

С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ

Артур Сарниц: «Главная проблема, конечно, вода. Вторая — запущенность объекта. В это трудно сейчас поверить, но мы вывезли без преувеличения несколько сотен грузовиков с грязью, скопившейся на территории форта и вокруг него за 70 послевоенных лет». 

Валерий Щербатых:
 «Весь берег рва, окружающего форт, был покрыт иловыми напластованиями толщиной от 50 см до метра. И это была не однородная масса, а вперемежку с мусором и ветвями деревьев, сломанными многочисленными штормами, типичными для Балтики».

Артур Сарниц: «Дюкеры, затворы, дренажная система — все было в плачевном состоянии. Но мы разобрались, все расчистили, починили. На борьбу с водой мы потратили примерно около миллиона рублей».

Валерий Щербатых: «Нам очень повезло, что уровень воды в нашем рву совпал с уровнем в ливневой канализации железной дороги, которая проходит примерно в двух с половиной километрах от форта, а находящаяся между нами электростанция имеет свою колоссальную дренажную систему, с которой наша соединяется. В итоге вода с территории форта ушла в р.Преголю, и мы вздохнули с облегчением». 

Артур Сарниц: «Тут уместно будет сказать: «Нельзя отдавать уникальные объекты в руки случайных людей! Этим видом деятельности должны заниматься только опытные профессионалы. Те, кто берет на себя ответственность за тот или иной объект культурного наследия, должны быть подготовлены — иметь соответствующее образование и какой-то опыт, чтобы понимать, какие проблемы и сложности их ждут и как их преодолевать»».

РАССКАЖИТЕ О МОМЕНТЕ, КОГДА ФОРТ НАЧАЛИ ПОСЕЩАТЬ ТУРИСТЫ?

Артур Сарниц: «Для проведения экскурсий по такому объекту, как форт, самое главное — обеспечить безопасность. В нашей области очень много любителей экстрима, не очень осознанно подвергающих себя и других смертельному риску — лезут под колючую проволоку, в кромешную тьму, не зная безопасен ли объект (а чаще даже понимая, что опасен!) и еще тащат за собой людей, обещая им незабываемую экскурсию! В этом плане мы образец для подражания — только окончательно убедившись, что посещение нашего форта не несет никакой опасности, мы начали заниматься туристической деятельностью». 

Валерий Щербатых:
 «На каком-то этапе восстановления мы подошли к возможности проведения экскурсий и организации в форту ивентов. Но для этого пришлось не только осушить и очистить объект, но и на минуточку, сделать новую электропроводку, какое-то отопление, туалеты, систему навигации, обеспечить охрану и безопасность на всей территории форта и многое другое. На все это у нас ушло два года и такое количество денег, что лучше об этом не вспоминать! У кого-то может возникнуть иллюзия, что достаточно поставить ворота, кассу около них, и дело пойдет. Но это не так! Два года мы занимались восстановлением форта, вкладывая в этот процесс личные средства. Только весной 2017-го мы организовали бухгалтерию, нашли, обучили гидов и стали продавать билеты. С этого момента начинается история туризма. Огромной нашей кадровой удачей стала опытнейшая Ирина Сергеевна Литвинович, пришедшая работать в форт, поверившая в его потенциал и организовавшая туристическую составляющую во всех аспектах».

КАКИЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ В ФОРТУ?

Артур Сарниц: «Прежде всего, это военно-историческая реконструкция “Штурм Кёнигсберга”, которая ежегодно проводится у нас 9 апреля — в день взятия города Красной армией в 1945-м. Это масштабное, зрелищное и хорошо срежиссированное действие, в котором обычно участвуют более двухсот реконструкторов (членов военно-исторических клубов из Калининграда и других городов России), а посмотреть ее приезжают в среднем около двух с половиной тысяч человек. Мы постоянно работаем над улучшением условий для проведения этого и других подобных праздников — увеличиваем парковочные места, совершенствуем системы коммуникаций и безопасности, улучшаем организационную составляющую, повышаем качество обслуживания на объекте (касса, питание, количество туалетов и т.д). В апреле следующего года форт сможет принять уже три тысячи гостей. Надеемся достичь такого результата!». 


Валерий Щербатых: «В мероприятии, кстати, постоянно принимают участие реконструкторы из Москвы. Приезжают энтузиасты из Польши и Чехии». 

Артур Сарниц: «Еще у нас каждый год проводятся военно-исторические реконструкции, посвященные Первой мировой войне. Потому что самому форту ближе именно то время и эстетика. Реконструкторы в форме времен Belle Epoque его по-настоящему оживляют. В Калининградскую область в конце августа для участия в реконструкции Гумбинненского сражения (г. Гусев) ежегодно приезжают ребята из Москвы. Их около тридцати человек. Все в форме прусской армии периода Первой мировой. Они останавливаются у нас и готовятся здесь, а заодно радуют гостей форта».

Валерий Щербатых: «Летом мы проводим фестиваль креатива “Галерея времен”, на который в форт, кроме мастеров эстрады, приезжает очень много гастролирующих все лето по нашей области самых разных ремесленников. Тут и гончары, и скорняки, и всевозможные фаст-фуды, и художники, и люди, которые делают кукол, не говоря про тех, кто специализируется на всевозможной сувенирной продукции».

Артур Сарниц: «В середине октября 2020 у нас в форте впервые прошла биеннале “Балтийский дизайн 2020”. В следующем году планируем представить на суд публики еще один оригинальный формат — театральную постановку, созданную специально для форта. Тема — “Серебряный век” русской поэзии на рубеже XIX–XX вв. Надеемся на успех и развитие проекта». 


Валерий Щербатых: В середине ноября проводим соревнования по ловле щуки на спиннинг “Фортовая щука”. Побеждают обычно люди, которым удается вытащить рыбин весом около 5 кг. На 23 февраля ежегодно делаем тематические реконструкции. И вообще мы стараемся отмечать все праздники и устраивать в эти дни какие-то ивенты, привлекательные для нашей целевой аудитории.

КТО ЧАЩЕ ПРИЕЗЖАЕТ В ФОРТ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ИЛИ ГОСТИ ИЗ ДРУГИХ РЕГИОНОВ?

Артур Сарниц: «Калининградцы — это сложная и очень избалованная аудитория. Причина, которая обычно приводит к нам на форт жителей Калининграда — их гости. Люди из других регионов России, собираясь в поездку на берега Балтийского моря, внимательно изучают Интернет. А мы в поисковых системах находимся в первой десятке главных  достопримечательностей нашего региона. (Trip Adviser, например, в этом году присвоил форту статус Travellers Choice 2020 — это признание!) Наш объект — прекрасный вариант провести полдня в интересном месте. И ехать далеко не надо, и накормим мы всех хорошо, и кофейня у нас оригинальная, и сувениры есть практически на любой вкус, начиная с вездесущего в наших краях янтаря. Еще калининградцы приезжают к нам, чтобы погулять с детьми. Тут надо наверно рассказать про одну из наших фишек — котов и кроликов, которые в большом количестве свободно разгуливают по всей территории форта, кроме тех дней, когда мы ожидаем наплыв посетителей. На территории форта постоянно проводятся всевозможные квесты для детей самого разного возраста — от дошколят до старшеклассников. Также специально для детских праздников обустроены помещения, на который имеется довольно устойчивый спрос».


Валерий Щербатых:
 «В том, что форт стал популярным местом большая заслуга Информационного центра туризма Калининградской области и правительства нашей области, которые рекламируют Форт Дёнхофф на всех выставках, на которых они представляют наш регион».

РАССКАЖИТЕ О СВОИХ ПЛАНАХ?

Артур Сарниц: «В этом году мы к своим радости и удивлению смогли выиграть сразу три гранта. Фонд президентских грантов высоко оценил две наших заявки – это проект создания на базе форта музейного пространства с образовательной аудиторией, и еще один проект — организация Школы юных разведчиков. Так что нам предстоит большая увлекательная работа по реализации данных проектов. А Благотворительный фонд Владимира Потанина нашел заслуживающей их поддержки нашу заявку на создание Музея фортификации. Это будет инновационный проект, все подробности, которого я пока не буду раскрывать. Но нахожу его наиболее интересным из всего, чем мы занимались ранее.

Еще мы планируем на берегу рва создать для детей локацию, оформленную по мотивам произведений Жюля Верна. Там обязательно будут пиратский корабль, пальмы, пушки, сундук с сокровищами и еще много всего, что так нравится детям в “Пиратах Карибского моря”.
А если говорить шире, то мы планируем сделать из форта оригинальный качественный парк отдыха. Конечно, он в какой-то степени уже таковым является, но предстоит сделать еще очень много. 

Еще в наших планах запустить в 2021-22 годах новый туристический маршрут по фортификационным объектам Калининградской области. Уже определены локации, через которые он пройдет. Человек, купив билет, получит возможность посетить сразу несколько объектов, на каждом из которых его будет ждать качественные питание и сервис. Будем работать над тем, чтобы с этим проектом выйти на международный уровень и привлечь к сотрудничеству польские и литовские объекты».


Валерий Щербатых: «В самом скором времени мы наконец-то откроем в форте музей, посвященный 11-й гвардейской армии, штурмовавшей его в победном 1945-м . Таким образом в основу экспозиции будут положены события периода Второй мировой войны. Но одновременно в экспозиции постараемся рассказать о том, какое влияние на историю нашей области оказала и Первая мировая. К этому нас подталкивает история нашего объекта. Скорее всего этот проект гармонично совместится в одном пространстве с Музеем фортификации, который будет создан на средства, полученные от Фонда Потанина. Одной из главных наших стратегических целей является создание современной инженерной инфраструктуры, начиная с системы отопления во всех помещениях форта. В следующем году мы планируем, что у нас будет 1000 кв. м отапливаемых помещений, но это промежуточный финиш — уже пора думать о том, как двигаться в этом направлении дальше. Нам необходимо существенно увеличить мощность электроснабжения форта. Планируем поставить современные очистные сооружения».

Артур Сарниц: «Когда форт будет располагать достаточным количеством отапливаемых помещений, надеемся, что у нас станет больше арендаторов. Планируем создать экосистему различных творческих мастерских, которые, благодаря синергии, будут помогать друг другу развиваться. Хотелось бы увидеть здесь реставрационную и столярную мастерские, возможно, и стеклодувную, плюс витражистов. Нужны кузница и швейное ателье для производства исторических костюмов, чтобы обеспечивать ими реконструкторов всей области.  Еще мы планируем заняться формированием на территории форта экосистемы. Не знаю, можно ли это будет назвать ботаническим садом, но случайных деревьев и растений у нас не будет. Только те виды, которые мы найдем целесообразными, подходящими для ландшафта форта». 

КАКИЕ У ВАС ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ЧТО ПОМОГАЕТ ИХ РЕШАТЬ?

Валерий Щербатых: «Наша главная проблема — стоимость аренды объекта недвижимости и земли. Власти следует обратить на это внимание. Высокие арендные ставки душат развитие отрасли. Это основной фактор, который тянет назад. Например, в этом году из-за пандемии мы не работали три месяца. Государство отсрочило нам арендные платежи, но не снизило и тем более не отменило их. Сейчас осень, а мы будем должны заплатить свою задолженность за апрель-май, хотя в тот период не имели доходов. И это при том, что сейчас идет процесс переоценки стоимости аренды земли и недвижимости в сторону их увеличения возможного увеличения».

Артур Сарниц: «Мы очень благодарны тем, кто создал систему грантовой поддержки НКО в России. Не только мы, но сотни других энтузиастов по всей стране, благодаря этим деньгам, выживают, реализуют какие-то интересные проекты. Это очень хорошо, что такая система возникла и функционирует». 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

С 1945 года форт принадлежал сначала Советской, а затем Российской армии. И именно благодаря этому он сохранился.Форт Дёнхофф — фортификационное сооружение города-крепости Кёнигсберг (ныне — Калининград), один из пятнадцати фортов, построенных вокруг города в 1877–1881 годах.Постановлением Правительства Калининградской области № 132 от 23.03.2007 г. форту присвоен статус Объекта культурного наследия регионального значения.

https://www.high-endrolex.com/21