https://www.high-endrolex.com/21

г. Казань

Татарское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры на очередном заседании подвело итоги своей работы за 2012- 2014 годы. Сколько памятников архитектуры и истории восстановлено в Казани за последнее время и как обстоят дела с особо важными объектами, в материале «Свободной трибуны».

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры — добровольная самоуправляемая общественная организация, осуществляющая свою деятельность на большей части территории России. Общество с 1965 года осуществляет деятельность по охране, сбережению, популяризации и использованию историко-культурного наследия России. Татарстанское отделение Общества официально появилось в 2009 году.

11 декабря Общество охраны памятников провело заключительное заседание в этом году, посвященное итогам проделанной работы с апреля 2012 года по декабрь 2014.

Собрание проходило в знаменитом Доме ученых – культурно-просветительском учреждении научной и вузовской общественности города Казани, одном из старейших среди подобных в России.

ИТОГИ

На заседание, проходившее под председательством известного архитектора Татарстана Фариды Забировой, пришло около двадцати человек: студенты-архитекторы, преподаватели вузов, активисты охранного движения и, как их называла сама Забирова, «старожилы Казани» – жители Старо-Татарской слободы. Отметим, что в обществе в республике состоит 738 человек.

Помимо главного вопроса заседания – итогов деятельности ВООПИиК – на повестке дня значилось еще четыре: итоги III Международной конференции «Культурное наследие в XXI веке» и воркшопа «Историческая улица», рассмотрение вариантов новых логотипов организации, ситуация с Мергасовским домом и «разное».

Председатель ВООПИиК Фарида Забирова начала заседание с приятных новостей для молодых защитников памятников – поездки на воркшоп в латвийский город Кулдига.

– Воркшоп будет посвящен доступности среды. Мне сказали выбрать пять молодых людей из нашей организации, – рассказывает Забирова. – Я решила заранее не оповещать, кто придет на заседание, того и возьму.

Отметим, что в зале в это время присутствовало лишь три студента, но их такая новость очень порадовала. К концу заседания подтянулось еще четыре «возможных претендента».

Следующим и основным вопросом заседания стали итоги деятельности общества за последние три года. Фарида Забирова начала с того, что при активном содействии с ВООПИиК в Татарстане 2012 год был объявлен годом историко-культурного наследия, а в последствии продлен в рамках долгосрочной программы «Мирас-Наследие» на 2013-2016 годы.

Кроме того, в 2012 году была закончена реставрация фасадов Дома Фукса, выявлено 26 объектов реставрации и реконструкции в 13 реконструируемых исторических районах Казани.

Основными направлениями деятельности общества стали: «спасение Старо-Татарской слободы», «возрождение Адмиралтейской слободы», «градостроительное регулирование при реконструкции исторического центра».

Фарида Забирова также поделилась с собравшимися, что за эти три года обществу удалось обследовать множество объектов культурного наследия и обладающих признаками объектов культурного наследия: федерального значения – 17, регионального значения – 21, муниципального – 11, выявлено четыре объекта и еще пять было решено объявить обладающими признаками памятников культурного наследия.

Председатель также отметила, что при участии экспертов ВООПИиК было отреставрировано 16 памятников деревянного зодчества к Универсиаде 2013 года.

Всего же к студенческим играм в городе отреставрировано 96 объектов культурного наследия, а приведено в порядок еще 285 зданий.

Также Забирова отметила, что по инициативе общества был разработан проект Стратегии сохранения историко-культурного наследия Татарстана, который в данный момент находится на утверждении кабмина республики.

Заканчивая свое выступление по первому вопросу заседания, Забирова отметила, что по сравнению с другими региональными отделениями, деятельность татарстанского более результативна в первую очередь потому, что они смогли наладить контакт с властями.

– Наше отделение смогло наладить эффективное общественно-политическое партнерство, – рассказывала Забирова. – Нас постоянно приводят в пример другим отделениям. Мы хорошо живем! Это стало понятно, когда мы озаботились использованием вторых этажей в зданиях на Баумана, а раньше же боролись за сохранность и реставрацию памятников! Проделана огромная работа, это показательно, когда защита памятников становится мейнстримом.

Вторым вопросом заседания стали итоги воркшопа «Историческая улица». Студентам столичных вузов с 24 по 28 ноября этого года предлагалось разработать концепцию развития улицы Тукая, что находится параллельно недавно отреставрированной к Универсиаде «Старо-Татарской слободе».

– Наши старожилы сформулировали общественное задание. Именно поэтому мы решили наш прошедший с 24 по 28 ноября воркшоп посвятить разработке концепции развития и восстановления улицы Габдуллы Тукая, – объяснила Забирова.

Участники на протяжении нескольких дней в ноябре занимались разработкой и изучением культурных кодов, зданий и жизни этого небольшого участка Казани. Всего было представлено пять проектов, а после в рамках воркшопа распределены места и определены победители. Вчера же на заседании студенты выступили со своими проектами, и рассказали как они видят обновленную улицу Тукая.

После выступления студентов Фарида Забирова отметила, что в скором времени им придется представить свои работы и мэру Казани, так как он «любит, когда именно создатели выступают перед ним», а не рассказывают эксперты. По словам председателя, в планах общества охраны памятников разработать реальный проект обновления улицы Тукая и повышения интереса к ней среди туристов города. «Реальный проект будет опираться в том числе и на разработки воркшопа», – заметила Забирова.

В заключении собрания члены ВООПИиК обсудили варианты нового логотипа общества, но так и не сошлись во мнениях. Кроме того, Забирова вручила грамоты и подарки «особо активным» членам общества.

МЕРГАСОВСКИЙ ДОМ

На этом официальная часть заседания подошла к концу, и председатель попрощалась с собравшимися, повесив в воздухе вопрос – почему была исключена из обсуждения ситуация с Мергасовским домом? Несколько журналистов лично спросили об этом Забирову.

– Искандер Габдрахманович [Ясавеев, доцент КФУ и член ВООПИиК, вынесший на обсуждение данный вопрос] же не пришел, – ответила архитектор, но все же согласилась отдельно прокомментировать для журналистов ситуацию с аварийным объектом культурного наследия.

Напомним, что Мергасовский дом – один из трех сохранившихся памятников конструктивизма в Казани (советское архитектурное направление, появившиеся в начале XX века). Построен в 1928 году. Дом находится у парка Черное озеро и в разные годы в нем жили такие писатели как Кави Наджми, Абдулла Али и Ибрагим Гази.

Мергасовский дом уже давно находится в аварийном состоянии, а как недавно выяснилось, жильцам предлагают съехать из него, выделив им по ипотеке квартиры на самой окраине города – в поселке Залесный и компенсировав по 11 тысяч рублей за каждый квадратный метр аварийной квартиры.

Однако это далеко не единственная проблема дома – у Мергасовского дома несколько адресов. По одному из них – дом 18/19 по улице Дзержинского – он подлежит сносу. По адресу Дзержинского, 18 и 18/19 жильцов пытаются выселить, так как дом признан аварийным, и после этого собираются провести реконструкцию. А вот дом 19 и 19/5 по улице Кави Наджми никто трогать не намерен: он – объект культурного населения республиканского значения. Удивительно, но это все один и тот же дом.

В первую очередь Фарида Забирова отметила, что всем журналистам нужно задавать вопросы в инспекцию по государственным программам министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. «Им этот вопрос передали, Балтусова [Олеся Балтусова, помощник президента Татарстана и член ВООПИиК] сказала, что они теперь должны вопрос этот решить», – уточнила Забирова.

– Я сама нахожусь в такой же ситуации, что и вы, – обратилась Забирова к журналистам. – Потому что у меня был потенциальный инвестор для этого дома. Там было все логично. Но он сказал, что это «золотой дом» – придется вложить огромные деньги в него. Так что мне сейчас ему нечего предложить. Но то, что памятник должен сохраняться – это сто процентов.

Архитектор также рассказала, что «срок годности» домов, построенных в стиле конструктивизма, обычно не более 50 лет – «строители использовали все, что попадется под руки». Она отметила, что новому инвестору придется не столько реставрировать дом, а скорее, полностью его перестраивать. Но тут появляется одно препятствие: Мергасовский дом – объект культурного значения только потому, что в нем жили известные писатели, а значит, их квартиры нужно полностью сохранить.

Основная же проблема дома, по словам Забировой, кроется под землей.

– Там идет геологический провал, причем его состав – антропогенный, – рассказывает Забирова. – То есть там буквально человеческое говно. Этот провал идет от Казанского кремля ровно до Мергасовского дома. Ширина провала четыре-пять метров.

Архитектор отметила, что дом рано или поздно окажется в провале, так как под домом очень неустойчивая поверхность – «это дом на песке».

– Даже если жителей переселят, а этот вопрос обязательно будет улажен, как и бюрократия с адресами, то без необходимых работ по консервации он все равно не проживет и года, – резюмировала Забирова.  /Triboona.ru/

https://www.high-endrolex.com/21