ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"
Все законно. Не бузите!
Пока Варшавский вокзал спасали от застройщиков, они успели разрушить часть зданий
Пакгауз Варшавского вокзала Петербурга стал объектом культурного значения
Градозащитники Петербурга празднуют горькую победу. Одно из самых спорных зданий в городе — пакгауз Варшавского вокзала теперь обладает охранным статусом. Беда в том, что пока готовилась независимая экспертиза, от здания остался только фундамент.
В Петербурге каждый клочок земли на счету, квадратный метр тут один из самых дорогих в стране, а уж в районах исторического центра ценник и вовсе зашкаливает. А для новостроек в центре места нет. И когда в 2001 году в Петербурге закрылся Варшавский вокзал, застройщики стали кругами ходить вокруг комплекса вокзальных помещений, территория-то огромная.
Изначально они собирались проложить через этот участок магистраль, которую в Петербурге называют Измайловской перспективой. Она должна была связать Адмиралтейскую площадь с окраинами. Идея магистрали впервые в документах она появилась еще в 1935 году. Один нюанс — дорога прошла бы и через Митрофаньевское кладбище. Пока застройщики проталкивали проект, чиновники из Комитета государственного контроля, использования и охраны памятников (КГИОП) стали собирать документы для присвоения зданиям вокзала охранного статуса.
— Все знают, что нужно охранять дворцы, особняки, но ведь наше прошлое — это не только история элиты, — говорит доктор архитектуры, профессор Маргарита Штиглиц. — Варшавский вокзал строился в середине XIX века в соответствии с последними достижениями инженерной науки и архитектуры. Он имел особое значение в жизни в города и всей страны, по сути это были ворота в Европу. Поезда здесь ходили самые комфортабельные, современные, в специальном депо, оно, кстати, официально называлось «сарай», находились вагоны для императорской семьи.
В 2007 году главный корпус признали региональным памятником. А электростанция, депо, водонапорная башня остались без статусов. Общественники и архитекторы не сдались. Они стали собирать документы для новой экспертизы, обратились в архивы. Но и застройщики сложа руки не сидели. В 2007 году были снесены два первых здания. Рядом с вокзалом появились коробки торговых центров. Тогда же начался пересмотр идеи Измайловской перспективы. Вместо магистрали застройщики решили использовать участок под жилое строительство. В конце 2012 года в рамках проекта реновации все здания без защитного статуса должны были быть снесены. Но к тому моменту в охранной зоне оказалась половина вокзала.
Опасения активистов оказались верными. По выходным без всяких предупреждений здания начали сносить. Активисты, да и сотрудники Госстройнадзора первым делом подумали на холдинг, в ведении которого находились здания. Однако выяснилось, что как только строения вокзала вошли в реестр памятников, компания продала участок. Новый владелец предложил на территории построить жилой комплекс. Однако проект не прошел градсовет, и его отправили на доработку. Сносы зданий Варшавского вокзала в итоге признашли незаконными. В отношении застройщика Госстройнадзор начал возбуждать административное дело. Активисты обратились в Генпрокуратуру, а депутаты Заксобрания — к губернатору.
В Петербурге действует достаточно жесткий закон о незаконном сносе памятников, максимальный штраф может достигать 90 миллионов рублей. Госстройнадзор, правда, так широко не замахивался, речь шла только о 300 тысячах рублей.
— В итоге за снос зданий никто ответственности так и не понес, — сообщил «РГ» координатор движения «Живой Петербург» Дмитрий Литвинов. — Владельца и заказчика работ установить не удалось. В отчетах чиновников фигурируют только неизвестные лица. Сейчас большая часть зданий вокзала взята под охрану, и я надеюсь, что это сможет сдержать аппетиты застройщика.
Между тем в начале мая был снесен западный пакгауз. Депутат Заксобрания Максим Резник обратился по этому факту к вице-губернатору Марату Оганесяну. В своем запросе парламентарий указал, что снос был произведен уже после того, как памятник получил охранный статус. Однако в ответе из Смольного сказано, что пакгауз ни в каком реестре на момент сноса не состоял, и все работы велись в рамках закона.
— Если честно, я не понимаю в этой ситуации компанию-застройщика, — говорит Маргарита Штиглиц. — Комплекс зданий Варшавского вокзала может стать украшением города, кроме того, эти строения очень функциональны. В них можно разместить магазины, спортзалы, мастерские, производственные корпуса, зачем уродовать город безликими коробками?
Пока этот вопрос повис в воздухе…