ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"
В Китайском дворце приступили к третьему этапу реставрационных работ
г. Санкт-Петербург
В Китайском дворце приступили к третьему этапу реставрационных работ. Уже проведенные работы доказали, что наши мастера делали шедевры не хуже, чем французы.
Знаменитый Китайский дворец в Ораниенбауме был построен в стиле рококо для Екатерины II архитектором Антонио Ринальди в 1762‑1768 гг. Название он получил благодаря интерьерам, часть которых была выполнена в китайском стиле (шинуазри), что в то время считалось очень модным. Исключительность дворца в том, что он сохранил большую часть своего удивительного убранства (Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны фашистами захвачен не был). «Наш музей – это собрание подлинности», – подчеркивает генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая.
В этом дворце поражает все, начиная с паркета и заканчивая плафонами на потолке. Когда подробнее узнаешь историю дворца, понимаешь, насколько точно все было продумано его творцом. Антонио Ринальди создавал эскизы для всего декора помещений, включая наборный паркет, где использовано более 20 ценнейших пород дерева, и заканчивая мебелью, которая отличается особой изысканностью и простотой. ГАЛЕРЕЯ
Рассказывают, что Екатерина II очень любила это место и приглашала сюда только самых близких друзей, с особой гордостью демонстрируя картины, посвященные победе в Русско-турецкой войне, и Стеклярусный кабинет – уникальный и самый известный дворцовый интерьер. Стены зала украшены 12 панно, на которых по основе из стекляруса шелком вышиты пейзажи тропических лесов и изображения фантастических птиц. Их общая площадь – 41 м2, всего использовано 2 млн трубочек стекляруса. Панно были настолько хороши, что некоторое время даже считалось, что их сделали во Франции. Однако это не так. Оказалось, что стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума М. В. Ломоносовым, а композиции вышиты русскими золотошвеями.
Стеклярусный кабинет стоит в одном ряду с Янтарной комнатой Большого дворца в Царском Селе с той лишь разницей, что стеклярусные панно – подлинник середины XVIII в. Этот кабинет, а также Большая антикамера, зал Муз и Голубая гостиная стали итогом первого этапа масштабной реставрации Китайского дворца, которая началась в 2009 г. Точку в первом этапе поставили открытые уже в нынешнем году Розовая гостиная и Гардеробная.
По словам заведующего филиалом «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф» Андрея Федорова, второй и третий этапы реставрации включают в себя работы в залах первого и второго этажей дворца. Их планируется открыть в 2016 г. «В 2017 г. мы отреставрируем Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайские кабинеты, Малую антикамеру, Китайскую опочивальню, Туалетную, Портретную и кабинет Екатерины и полностью завершим реставрацию залов Китайского дворца», – рассказала Елена Кальницкая.
Она также сообщила, что для продолжения реставрации Китайского дворца удалось найти инвесторов из Германии. Трехсторонний договор о сотрудничестве между ГМЗ «Петергоф», петербургскими реставраторами и немецкими компаньонами был подписан в конце ноября.
«Этот проект спонсируют немецкие партнеры. Они, несмотря на все сложности международной обстановки, подписали договор с нами несколько недель назад, вчера пришли первые деньги. Мы благодарны им и рады сотрудничеству», – сказала Елена Кальницкая. Договор предполагает работы в трех залах Китайского дворца – Будуаре, кабинете Павла I и Штофной опочивальне, а также реставрацию интерьера Большого зала и Галереи.
В 2007 г. дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума (XVIII – начало XX в.) площадью 162 га, сохранившийся во время Великой Отечественной войны, вошел в состав ГМЗ «Петергоф». / Петербургский дневник/