Министр культуры России Ольга Любимова осмотрела усадьбу Морозова в Подсосенском переулке. Долгое время московский особняк был закрыт для посещений.
Эти двери последний раз открывались примерно 50 лет назад — в особняк входили только со двора. Ольга Любимова поднимается по этой лестнице впервые, а окружает ее орнамент в египетском стиле. Так холл оформил архитектор Федор Шехтель по просьбе второго владельца особняка Алексея Викуловича Морозова. Первым был его отец, а здание строил Михаил Чичагов в стиле классической эклектики.
«Наверняка многие знают это место, проходили не раз мимо, возможно, задавались вопросом — что скрывает тайна этого особняка? И вот, сейчас можно зайти и посмотреть совершенно невероятные сохранившиеся интерьеры Шехтеля», — заявила министр культур России Ольга Любимова.
Алексей Морозов был коллекционером, его фарфор хранится в усадьбе Кусково. Интересовался и русской портретной гравюрой — в гостиной, поднимаясь по деревянной лестнице, можно увидеть копии пяти гравюр Врубеля — оригиналы хранятся в Третьяковке. Кстати, Фауст написан художником с хозяина дома. Ирина Левина — экскурсовод и краевед — знает этот особняк лучше многих. Первый раз попала сюда в 2007 году.
«С тех пор я заболела этим особняком. Это действительно так, потому что все, кто сюда попадают, им очаровываются, особенно вот этими тремя комнатами, которые сделал Франц Осипович Шехтель», — рассказала экскурсовод, краевед Ирина Левина.
Экскурсии здесь проходили не часто. Дом сейчас в хорошем состоянии, предыдущие арендаторы — общественные организации — постарались отделку сохранить. Но ремонта все же не избежать. И скоро для особняка будут искать нового временного хозяина.
«Нам, конечно, повезло, что здесь была цепочка арендаторов более-менее совестливых, и вот этот тяжелейший период 1990-х годов тем не менее пережили», — сообщила министр культуры России Ольга Любимова.
Деньги, которые будут платить новые арендаторы — Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры – АУИПИК, будут использованы для сохранения и реставрации других памятников.
Эта экскурсия — еще и старт для проекта, поддерживающего волонтерские организации. Поощрение от Минкульта. Волонтеры проедут по нескольким усадьбам и там, где помощь будет нужна больше всего, займутся уборкой и консервацией. Сейчас у министерства в работе национальный проект «Культура», и одно из его направлений — возрождение исторических усадеб. В этом году с помощью министерства специалисты подготовят так называемые «инвестиционные паспорта» для десяти усадеб — это похоже на медицинскую карту больного: в них будет и диагноз — что требуется реставрировать, и лечение — как именно это лучше сделать. Такие паспорта нужны для того, чтобы привлечь внимание арендаторов, и чтобы обязательства аренды были максимально понятны.
«Усадьбы находятся в разном состоянии, где-то это вообще руинирование или остатки фундаментов, где-то — довольно-таки сохранившиеся строения, которые требуют так же больших капиталовложений с последующим применением в обычной жизни, то есть это могут быть дома приемов, личные усадьбы. Предполагается всевозможное применение, которое возможно будет согласовать в рамках закона по сохранению объектов культурного наследия», — сказал руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Алексей Меньшов.
Усадьба Морозова серьезной реставрации не требует, поэтому «инвестиционный паспорт» ей не нужен. Теперь Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры готовит особняк к аукциону, на котором решится — кто станет следующим арендатором.