Пока проект соответствующего постановления путешествует по коридорам власти, историки архитектуры водят в окрестностях Башни по три экскурсии в неделю и читают лекции об историческом значении всего района в местных образовательных учреждениях. Историки инженерии устроили несколько перфомансов, разъясняющих на модели особенность конструкции Башни. Родители с детьми приходят зарисовывать памятник архитектуры «на память». Спонтанное формирование культурного кластера сподвигло Музей архитектуры им. А.В.Щусева назначить на четверг специальный круглый стол с приглашением столичных и федеральных чиновников культурного сектора.

Все эти недели в Администрацию президента шли сотни обращений от граждан России по поводу сохранения шаболовского памятника архитектуры, инженерной мысли и славы страны. Некоторые из них успел публично оценить пресс-секретарь РТРС Игорь Степанов, предложив отправить Башню в Севастополь. А с прошлой недели ответы стали поступать из самой Администрации. Все они весьма познавательны, построены на информации, запрошенной у подчиненных ведомств, одна проблема — в них содержатся полярные точки зрения на ситуацию, из-за чего картина остается крайне неясной. Минкульта против, но готово рассматривать идею переноса, Правительство Москвы констатирует необходимость делать хоть что-то, Минсвязи настаивает на двухэтапной работе с полным разбором, ссылаясь на французский опыт реставрации Эйфелевой башни. Впрочем последнее умалчивает, что там просто облегчили конструкцию демонтировав историческую лестницу, распродажа пролетов которой позволила финансировать остальные работы.

Судя по всему, масштабы протестов против сноса Башни оказались для властей неожиданными – и участвующие в решении судьбы Башни ведомства не могут пока выработать единой позиции. Это не значит, что угроза существованию Шуховской башни уменьшена или хотя бы отодвинута; это скорее значит, что общественности следует с удвоенным вниманием следить за ходом дела.

Для иллюстрации приводим основные тезисы трех взаимоисключающих вариантов, со ссылками на факты, предоставленные Министерством культуры РФ, столичным правительством и Министерством связи и массовых коммуникаций.

Два из них подписаны консультантами Департамента письменных обращений граждан и организаций, одно — главным советником.

Не поддерживаем, но рассмотрим

Версия на основе информации Министерства культуры РФ

В письме, составленном на основе информации, полученной от Министерства культуры РФ, немало интересного.

Ведомство не поддерживает предложение «провести демонтаж Объекта, складирование и последующее восстановление на иной площадке». Напротив, Министерство культуры «полагает необходимым проведение в кратчайшие сроки работ по сохранению Объекта на основании разработанной в 2011 г. и согласованной департаментом культурного наследия г. Москвы (Мосгорнаследие) проектной документации».

Действительно, признается в письме, 25 февраля 2014 г. состоялось заседание Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания. И на нем было поддержано решение о «реставрации путем проведения разборки и перемещения на иное место». Причем, сообщается в письме, в ходе заседания было решено так же, что новая территория будет определена «по результатам организованного Минкультуры России совместно с правительством Москвы общественного обсуждения».

Уже через десять дней, 7 марта 2014 г., на слушаниях в Общественной палате РФ (в которых участвовали представители и Минкульта, и Мосгорнаследия), были обнародованы заявления экспертов Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментапьного института промышленных зданий и сооружений и Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций им. Н.П.Мельникова. По мнению экспертов, демонтаж башни приведет «к замене подлинного памятника современным «новоделом» и не является необходимым для проведения работ по его реставрации».

Наконец, сообщается в письме, Министерство культуры «рекомендует» коллегам из Министерства связи и руководству ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «провести безотлагательные работы по консервации и усилению конструкций Объекта, научной реставрации на историческом месте Объекта с соблюдением принципа максимального сохранения аутентичных элементов».

Впрочем, «вопрос о перемещении Объекта» Министерство культуры тоже готово рассмотреть — если будет представлен проект, «позволяющий осуществить перемещение Объекта без нанесения ему ущерба», а также указано новое место для башни.

Двенадцать лет без реставрации

Версия на основе информации правительства Москвы

В письме, основанием для которого стал запрос в правительство Москвы, также отмечается, что именно Мосгорнаследие должно согласовать документацию, по которой должны вестись работы по сохранению памятника, а сами работы обязан вести собственник. Такой порядок вещей закреплен Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», сообщается в письме. В соответствии с этим законом, Мосгорнаследие и ФГУП «РТРС» оформили 13 июня 2002 г. охранное обязательство № 615, которое возлагает на ФГУП, как на собственника, соответствующие заботы: «планом работ акта технического состояния, являющегося приложением к охранному обязательству, ФГУП «РТРС» установлены виды и сроки проведения работ».

Прошло десять лет, и была согласована разработанная ФГУП ФГУП «РТРС» (23 марта 2012 г., № 16-02-2123/7-(74)-1) проектная документация по сохранению башни, которая, отмечается в письме, не предусматривает ни демонтажа, ни переноса памятника его в другое место. Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по поводу этой документации было получено 25 января 2012 г., согласование Москомнаследия — 23 марта 2012 г. (№ 16-02-2123/7-(74)-1).

Однако сейчас, спустя еще два года (итого — 12 лет), в ответ на запросы Департамента письменных обращений граждан и организаций, сообщается, что ремонтно-реставрационные работы по объекту не проводились, «в настоящее время Мосгорнаследием ведется работа по понуждению ФГУП «РТРС» к проведению работ по сохранению объекта».

Является ли это частью «работы по понуждению» или нет, но, как отмечается в письме, «7 марта 2014 г. состоялись слушания Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре и сохранению историко-культурного наследия по вопросу сохранения Объекта с участием представителей Мосгорнаследия, на которых принято решение о проведении реставрационных работ по Объекту на месте без полного демонтажа и переноса его на другое место».

Демонтировать, чтобы сохранить

Версия на основе информации Министерства связи

По сведениям, полученным Департаментом от Минсвязи «Шуховская радиобашня перешла в стадию последовательного разрушения… отмечается систематическое выпадение деталей крепежных конструкций и элементов Радиобашни с радиусом разброса до 50 метров», сообщается в письме. Печальное состояние памятника было подтверждено в ходе «недавно проведенного силами ФГУП «РТРС» оперативного обследования». Башня из просто «предаварийного состояния» перешла уже в стадию «последовательного разрушения», а падение башни — это опасность для жизни и здоровья людей и, отмечается в письме, «грозит невосполнимой утратой памятника…, так как уникальные конструкции объекта при падении подвергнутся необратимой деформации».

Единственно возможное решение проблемы, говорится в письме, — это «двухэтапная реконструкция-реставрация Радиобашни, предусматривающая на первом этапе ее разборку (демонтаж) с сохранением и консервацией элементов в целях последующего восстановления на втором этапе». Ничего страшного в этом нет, говорят авторы письма: «культурная ценность объекта выражена в оригинальной ажурной гиперболоидной конструкции башни», «сплав металла конструкции уникальным не является» — замена деталей башни никак ценности памятника не угрожает. Однако, это запрещают делать «требования Москомнаследия», которые, отмечает автор, противоречат и мировой практике («в 80-е годы XX века был осуществлен капитальный ремонт Эйфелевой башни, при котором старые металлические конструкции были заменены современными»). Что же касается разбора памятника, то такие прецеденты имели место даже и в Москве, отмечается в письме, «при реализации проекта реставрации монумента «Рабочий и колхозница» (в 2003 году при проведении реставрационных работ была осуществлена разборка монумента на фрагменты))».

Что касается переноса памятника, то это тоже является крайне желательным. Во-первых, «нынешняя площадка замкнута между зданиями и не позволяет обеспечить безопасность при проведении реставрационных работ и подъезд техники». Во-вторых, территория носит статус режимной, ФГУП «РТРС» принадлежит лишь квадрат 20×20 м под башней, а территория вокруг — другим организациям — все это «исключает возможность развития объекта как одной из достопримечательностей города».

Предложенное решение (еще раз: разборка башни с сохранением и консервацией элементов для восстановление на втором этапе, возможно — перенос между этапами) «было поддержано на заседании Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания 25.02.2014».