https://www.high-endrolex.com/21

Общество, которому грозит выселение из здания в центре Москвы, готово подарить рояль Рахманинова и другие предметы коллекции государству

Известия 06.06.2014г.

Одновременно с приобретением швейцарской виллы Сергея Рахманинова Россия может лишиться Рахманиновского общества в Москве. 3 июня правление общества обратилось к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину за «защитой от произвола» московских чиновников, без предварительного уведомления поднявших арендную ставку вдвое и теперь требующих заплатить долг, о котором общество не подозревало. Из-за финансового конфликта музейные фонды, включая рояль Рахманинова, рискуют оказаться на улице.

Общество, ныне возглавляемое народным артистом России Валерием Полянским, было основано в 1982 году усилиями пианиста Виктора Мержанова. Сейчас оно объединяет около 400 поклонников великого русского композитора.

В собранной ими коллекции 500 экспонатов, в том числе рояль Рахманинова, принадлежавший ему в 1913–1916 годах, дорожный пюпитр, который он возил с собой в дирижерские гастроли, и несколько автографов. Несмотря на обладание этими раритетами, организация позиционирует себя не столько как научный музей, сколько как центр популяризации Рахманинова. Усилиями рахманиновцев установлен памятник композитору на Страстном бульваре, проводятся конкурс его имени и концерты.

Раньше общество временно размещалось на территории Третьяковской галереи. Панельный домик был построен компанией «Трансинжстрой» как душевой комбинат для рабочих, прокладывавших тут линию метро. Когда домик освободился, гендиректор компании отдал его в аренду Рахманиновскому обществу. Причина такой симпатии метростроевца к музыке лежит на поверхности: гендиректора звали Юрием Рахманиновым, и он приходился композитору внучатым племянником.

После того как времянку разрушили, он же добился от московских властей договора, по которому Рахманиновское общество получило в аренду два старинных здания на Большой Ордынке.

Одно из строений было признано аварийным и приговорено к сносу. Договор общества с департаментом городского имущества был весьма специфическим, но взаимовыгодным: второй особняк должен был сдаваться в субаренду коммерческим фирмам, а на вырученные деньги общество должно было реставрировать первый.

За семь лет поклонники Рахманинова, пережив два локальных обвала (обрушились стена и печь), успели произвести основную часть работ по спасению здания. Но недавно один из субарендаторов из здания выехал, а взять на его место нового департамент, по словам председателя правления общества Тамары Паршиной, не разрешил.

— Теперь большая часть нашего дохода уходит на оплату аренды в пользу городских властей, остается лишь 50–70 тыс. рублей в месяц, которые идут на стройматериалы и зарплату рабочим, — рассказала «Известиям» Паршина.

В конце 2013 года общество ожидал еще один неприятный сюрприз: департамент поднял арендную ставку ровно вдвое, а уведомление об этом направил спустя 10 месяцев после повышения цены. В результате за прошлый год общество задолжало Москве 824 тыс. рублей.

Комментируя ситуацию «Известиям», пресс-служба департамента заявила, что арендная ставка, установленная для Рахманиновского общества, — минимальная (3,5 тыс. рублей за 1 кв. м в год). За второй особняк, сдаваемый в субаренду, общество должно платить по рыночной ставке — таковы требования законодательства.

Замглавы департамента Дмитрий Тетушкин еще в конце 2013 года направил рахманиновцам претензию (есть в распоряжении «Известий»), в которой просит либо заплатить за аренду, либо освободить помещения.

Между тем общество уже несколько лет предлагает подарить всё свое собрание государству для того, чтобы в Москве был открыт государственный центр-музей Рахманинова. Обращения по этому поводу к мэру Москвы и его заместителям направляли Геннадий Зюганов и Станислав Говорухин, Владимир Юровский и Юрий Соломин. В 2012 году чиновники включились в обсуждение, но после нескольких недель переговоров в кабинетах наступило молчание.

Министр культуры московского правительства Сергей Капков, узнав о ситуации вокруг общества от корреспондента «Известий», ответил, что относится к инициативе рахманиновцев «позитивно».

— Но сначала Рахманиновское общество должно обратиться к нам с проектом музея, — добавил Капков.

На следующий день воодушевленное правление общества оформило и доставило документы в столичный департамент культуры. Теперь у рояля Рахманинова появилась контрастная перспектива: либо оказаться на улице, либо перейти под опеку государства.

https://www.high-endrolex.com/21