https://www.high-endrolex.com/21

 

1 Кострома возвращает свое лицо: Костромской кремль восстановят к 2020 году

Один из наиболее заметных объектов города может быть полностью восстановлен к 2020 году. Спустя 86 лет после уничтожения. Менее чем через 3 года в Костроме может быть восстановлен один из ее наиболее знаменитых символов — Костромской кремль. Комплекс зданий будет состоять из двух соборов и колокольни.  ИА REGNUM предлагает вашему вниманию фоторепортаж с места строительства.

Сейчас в центре Костромы на холме около Волги строится Богоявленский собор. Согласно проекту, его колокольня будет высотой в 64 метра — почти в два раза выше, чем расположенный неподалеку главный символ города Костромы — пожарная каланча. В колокольне на высоте 43 метров планируется открыть смотровую площадку — посетителей туда будут доставлять 2 лифта. Они уже доставлены в Кострому и ждут установки на одном из складов. Своей очереди ждут и отлитые в Тутаеве 12 колоколов, наиболее крупный из которых весит 16 тонн.

Строительство ведется исключительно на спонсорские средства. Главный меценат — президент ООО «Корпорация ВИТ» Виктор Тырышкин. Цена проекта составляет более 2 млрд рублей. Для строительства будет использовано более 1,2 млн кирпичей. Сдать храмовый комплекс планируется к 2020 году.

Историческая справка

Точная дата создания Костромского кремля неизвестна, предположительно, начало строительства пришлось на XV век. К XVII веку это было мощное оборонительное сооружение.

«Из церковных зданий в кремле имелись: каменный Успенский собор, другой каменный же собор — Троицкий, Крестовоздвиженский мужской монастырь (в 1681 году обращенный в женский), деревянные храмы и колокольня. Кроме того, в кремле располагались казенные здания и принадлежащие дворянам дома», — отмечается на сайте костромского кремля.

Один из упомянутых дворянских домов принадлежал Ксении Ивановне Шестовой-Романовой, в монашестве — великой инокине Марфе, матери царя Михаила Феодоровича — первого царя из рода Романовых. В 1612—1613 году Романов укрывался в расположенном в 2,5 км Ипатьевском монастыре, откуда 19 марта 1613 года отправился в Москву — венчаться на царство.

Свою фортификационную ценность Кремль потерял в 19 веке. После окончания войны с Наполеоном пушки убрали, оборонительные валы срыли. До 1929 года в Успенском соборе кремля хранилась Федоровская икона Божией матери, а также знамена ополчений 1812 года. В 1913 году кремль посетил Николай II во время своего визита в Кострому. Кремль хорошо виден на этой видеозаписи, снятой во время визита императора.

В 1929 году соборный ансамбль кремля был закрыт, в 1934 году — взорван.

Решение об уничтожении советские власти объясняли ветхостью строений, а также следующим обстоятельством:

«Нахождение церковных зданий среди парка, единственного в городе места для массовых гуляний, рядом с памятником вождя мирового пролетариата т. Ленина и зданиями текстильного института, оскорбляет чувства свободной от религиозных предрассудков массы трудящихся, совершенно не соответствует плану этой части города и препятствует правильной планировке парка». (Постановление Президиума Костромского городского совета, 1933 год). Здания были уничтожены серией взрывов. Кирпич, щебень и церковные чугунные плиты использовали в строительстве льнокомбината. На месте разрушенных зданий была открыта танцевальная площадка. За последующие 80 лет никаких капитальных строений на месте кремля построено не было.

Источник:  ИА REGNUM

2 В Ярославле демонтируют тестовые опоры освещения Советской площади

В Ярославле у храма Ильи Пророка на Советской площади в Ярославле начался демонтажу опор освещения церкви, которые вызвали критику общественности города, а затем и негативную реакцию Министерства культуры России. Об этом корреспонденту  ИА REGNUM сообщили в правительстве Ярославской области.

Как сообщало ранее  ИА REGNUM, на новую систему освещения ансамбля Советской площади планировали потратить потратить 17 млн рублей. Аукционная докуентация была выложена на сайте госзакупок. Еще до его завершения вокруг церкви Ильи Пророка появились восьмиметровые осветительные мачты, как сообщили власти — для «тестирования». А на сайте правительства области даже запустили голосование, чтобы выяснить как люди относятся к идее освещение храма. Ряд деятелей культуры негативно отнеслись к этой идее, поскольку мачты нарушали вид на храм.

Церковь XVII века является памятником федерального значения и градостроительной доминантой Ярославля. По запросу общественности проектную документацию рассмотрел научно-методический совет по культурному наследию при Министерстве культуры, который отклонил проект с осветительными мачтами. Там предложили рассмотреть другие варианты подсветки — например, с тротуара.

«Были проведены натурные исследования для оценки воздействия на памятник истории и культуры федерального значения, а также опрос общественного мнения. Материалы исследования были направлены в научно-методический совет Министерства культуры Российской Федерации, который отклонил данный вариант подсветки храма. В настоящее время проектировщик работает над альтернативным вариантом декоративного освещения, в котором будут учтены замечания, выданные Министерством культуры. Проектные работы будут завершены до конца октября», — сообщил главный архитектор Ярославской области Михаил Кудряшов.

Благоустройство зоны ЮНЕСКО в Ярославле проводится на средства правительства Москвы, которые были направлены на проведение восстановительных работ на памятниках культуры и архитектуры, а также благоустройство исторического центра.

Источник:  ИА REGNUM

3 Простоять сто лет, а потом оказаться моложе на полвека?

В «мистическом Петербурге» с кадастровыми планами старинных домов случается даже невозможное.

Гневная речь спикера ЗакСа Вячеслава Макарова в адрес главного архитектора Григорьева, который якобы не защитил от «оборзевших» застройщиков старинный дом на Ропшинской, 10, заставил «Фонтанку» задуматься: а так ли исключительна эта «мерзость», которой возмущен парламентарий? Речь идет о случаях подмены в кадастровых документах даты постройки дореволюционных зданий. 

Согласно городским законам, в Петербурге нельзя сносить дома, построенные до революции, если они не аварийные; а если аварийные, то после сноса они должны быть воссозданы в прежнем виде. Но странным образом некоторые дома в Петербурге теряют охранный статус. Знатоками города зафиксирован не один случай, когда проблем с дорогостоящим и невыгодным воссозданием избегают «бумажным» путем. Здания, давно известные как исторические, вдруг обретали в кадастровых паспортах советские даты постройки. А раз дом не до- а послереволюционный, то и воссоздавать его никто не требует. Иногда дату внесения изменений в кадастр удается установить, иногда нет. Но как назло, происходит это почему-то с домами на землях, приглянувшихся инвесторам под новое строительство или необходимых государству для больших инфраструктурных проектов.

В СМИ за пару лет получили громкую огласку лишь два таких два адреса: Ропшинская, 10, о котором вспомнили в ЗакСе, и Ремесленная, 3, — дом, который мешал строительству моста через остров Серный  (снесен после того, как в кадастровом паспорте 1916 год постройки был кем-то изменен на 1920-й). Но если ситуация с домом на Ремесленной стала, по крайней мере, поводом для возбуждения уголовного дела (в марте 2016 года в УМВД по Центральному району по части 3 статьи 327 УК РФ – «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов»), то на Ропшинской внимания пока не привлекла.

О том, что дом на Ропшинской снесут, стало известно в апреле этого года. Двухэтажный особняк А.И. Назимова знатокам города был известен как проект архитектора Оттона Игнатовича. Он находится в пределах зон охраны и, будучи дореволюционным зданием, подпадал под запрет сноса. Однако в декабре 2016 года в базе Росреестра дата его постройки была изменена с 1895-го на 1947 год – вероятно, по результатам экспертизы, предполагают градозащитники. После этого комитет по охране памятников (КГИОП) согласовал снос и строительство на этом месте нового жилого дома – ЖК «На Ропшинской, 10». В заключении ведомства от 15 декабря 2016 года (есть в распоряжении «Фонтанки») заявлено, что исторических зданий на участке нет.

Заказчиком проекта нового ЖК выступило то самое ООО «Шелест-сквер», которое спикер ЗакСа 11 октября так нелестно охарактеризовал. Фирма владеет участком на праве собственности. Проект разработал некий ИЦ «Стройэксперт». Интересно, что обеими компаниями – «Шелест-сквер» и «Стройэксперт» – владеют одни и те же собственники: Денис Мотуз и Глеб Архипов. Причем, судя по данным СПАРКа, «Стройэкспертов» в Петербурге по крайней мере два: в одном и том же петербургском доме, но в разных помещениях, работают ООО «ИЦ «Стройэксперт» и ООО «Испытательный центр «Стройэксперт». Глеб Архипов – гендиректор первого ООО, а Денис Мотуз – второго. В послужном списке последнего – довольно крупные контракты. Так, в 2016 году – на строительство с концерном «МПО-Гидроприбор» на 1 млрд 347 млн рублей. Есть в списке заказчиков и отделение Пенсионного фонда по Петербургу и Ленобласти, и петербургский Фонд капстроительства и реконструкции, и Главное управление обустройства войск ЗВО. А по данным газеты «Деловой Петербург», ИЦ «Стройэксперт» вообще является самым успешным в городе архитектурным бюро. Его оборот за 2015 год вдвое превышает оборот «Студии 44» известнейшего архитектора Никиты Явейна.

В поле зрения «Фонтанки» ИЦ «Стройэксперт» попадал и по другому поводу: именно эта фирма, как стало известно в августе, внезапно предложила нескольким научным институтам освободить Северный пакгауз Биржи (наб. Макарова, 2)  и выехать в другие помещения «улучшенной планировки». Ученым предложили адреса на Кременчугской улице и улице Седова – в бизнес-центрах и строящихся зданиях. Информацию об этой инициативе распространило руководство ФАНО, вызвав предсказуемый скандал в научном сообществе: «наверх» отправились депутатские запросы http://www.fontanka.ru/2017/08/10/113 и письмо Санкт-Петербургского союза ученых. Рабочая группа ФАНО вместе с учеными изучила предлагаемые помещения и признала их неподходящими для переезда.

Начинали безобидно

В градозащитном сообществе, между тем, известны и другие случаи чудесного «омоложения» столетних петербургских домов. Причем начиналось все достаточно «безобидно»: сносили постройки хотя и дореволюционные, но в советское время сильно перестроенные и утратившие какую-либо реальную историческую ценность, зачастую – с пробелами в истории и документах. По словам Дмитрия Литвинова, координатора движения «Живой Город», таков был случай с домом на Ждановской набережной: в 2015 году СМИ писали, что там снесли аварийное дореволюционное здание во дворе, принадлежавшее GS Group. «Сильно пострадало в советское время, этажность изменена, перебиты проемы. Но что здание историческое, сомнений нет. Может быть, в советский период дата была изменена», – пояснил активист. При этом лицевой корпус, бывшее производственное здание завода «Вулкан», находящийся под охраной и выходящий на Новоладожскую улицу, был сохранен и отремонтирован.

Аналогичная история могла произойти и в процессе строительства новой клиники ВМА на улице Доктора Короткова. Расчистка участка в 2015 году включала снос здания бывшего общежития по адресу: Боткинская улица, 25, литера Л, стоявшего за домом 12 по улице Комиссара Смирнова, и соседствовавшей с ним двухэтажной прачечной (литера Е) — по данным градозащитников, 1909 года постройки. Общежитие в 1960-х было перестроено и особой ценности не представляло, так же как и бывшая прачечная, однако вопросы у градозащиты вызвали кадастровые документы, согласно которым здания были отнесены к 1960-м годам (общежитие) и 1930 – 1940-м годам (прачечная). «Но опять-таки, здания были сильно перестроенные и не слишком примечательные», – уточняет Литвинов.

Продолжали как всегда

История сноса дореволюционных корпусов завода «Новый Лесснер» на Большом Сампсониевском, 66, задокументирована гораздо более четко, да и сами снесенные в 2016 году дома представляли ценность большую, нежели в описанных выше двух случаях. Всего за 5 месяцев здания «Нового Лесснера» помолодели на 13 – 14 лет; по словам Дмитрия Литвинова, он сопоставил два ответа из КГИОП, из которых следует, что в июне 2015-го два корпуса бывшего завода были датированы 1912 – 1913 годом, а в ноябре – уже 1926-м. Как сообщала «Фонтанка», в КГИОП тогда заявляли, что комитет уполномочен только выдавать положительные или отрицательные заключения на поданную документацию, а проверять или запрашивать новые данные и подтверждения не может. В 2017 году рабочая группа при КГИОП отправила проект воссоздания корпусов «Нового Лесснера» на корректировку.

Еще одна подобная история может закончиться хорошо благодаря доброй воле застройщика Setl Group, который объявил о намерении воссоздать краснокирпичные фасады и внешний облик так называемого Особняка Феликса Шопена на 25-й линии Васильевского острова. Сталепрокатный завод, находившийся здесь при Союзе, прекратил свое существование в 2006 году, а в 2008-м на градсовете впервые была рассмотрена концепция застройкиэтого места, перешедшего тогда в собственность финской компании Lipsanen. На тот момент ее авторы предложили сохранить здание канатного цеха и водонапорную башню Якова Чернихова, а также здание заводоуправления. Остальные исторические здания, как следовало из результатов экспертизы ООО «Вега», выполненной по заказу финского застройщика, находились в аварийном состоянии и подлежали сносу. Их снесли летом 2011 года; но затем выяснилось, что разрешения на демонтаж застройщик не получал, за что был оштрафован.

Позже проект перешел в собственность ЗАО «Лемминкяйнен рус», которое в 2015 году получило разрешение на строительство ЖК «Илматар». Затем проект продали Setl Group. Однако в 2015 году стало известно, что историко-культурная экспертиза показала: особняк Шопена построен в середине XIX века, а не в 1957 году, как гласил кадастровый паспорт. Каким образом в него внесли изменения, неясно.

«Мы предупреждали»

Другой горячей точкой, где предположительно была реализована та же схема подмены дат, в 2012 году стали несколько зданий по улице Короленко, 5, – на углу с Басковым переулком. Тогдашние владельцы участка – ООО «Домус Рент» – заявляли, что снос корпусов ведется законно, и предъявляли техпаспорта, датирующие постройки 1938 – 1972 годами. Градозащитники же утверждали, что инвестор сносил казармы и конюшни лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, которые не были памятниками, но находились в зоне регулируемой застройки, а значит, демонтажу не подлежали. По крайней мере три дома с адресами: Короленко, дом 5, литера А, дом 5, литера З, и дом 5а, литера А, предположительно были построены до революции. Однако в ответ на дореволюционные фото, предъявленные активистами, представители инвестора отвечали, что в советские годы здания сгорели, а потом были восстановлены в точно таком же виде. То есть историческими не являются. Дореволюционная кладка тоже не заставила инвестора усомниться: собор Святого Петра в Риме тоже строился частично из камней Колизея, но это же не значит, что он на тысячу лет старше, заявляли представители бизнеса.

И наконец, Эсперова улица на Крестовском острове, известная прежде всего сносом старинного дома №7, на месте которого построили банно-прачечный комплекс для Конституционного суда, хранит следы и другого сноса — тоже оправданного записями в кадастре. Согласно записям в ЦГИА, дата постройки здания — 1909 год, возведено техником Александром Гавриловым, до революции было доходным домом. Снесено в 2015 году; на воссоздание надеяться нечего, так как по кадастровым документам дата постройки «до 1937 года». «Тоже была некая экспертиза, которая признала, что дом снесли в советское время и построили точно такой же или похожий», – рассказал Дмитрий Литвинов.

«До Ремесленной, 3, все эти случаи касались малозначительных построек, как правило. По многим из них можно было сделать опрос — насколько они исторические. Если одна стенка осталась — историческое здание или нет? Можно поспорить об этом. Изначально все безобидно начиналось, но мы предупреждали, что если эту лазейку не прикрыть, то проблема будет и дальше развиваться. Случай с домом на Ремесленной, 3, это ярко показал. Раньше это касалось тех объектов, где неспециалист, да даже и специалист, возможно, не будет уверен в ценности объекта. А теперь идут под снос настоящие памятники», – резюмировал активист.

Источник: Елена Зеликова, «Фонтанка.ру»

4 Дома XVIII и XIX веков выставлены на продажу в Москве

 Два дома XVIII и XIX веков выставлены на продажу в центре российской столицы. Об этом сообщает инвестиционный портал investmoscow.ru.

 Жилой дом XVIII века выставили на продажу в Басманном районе столицы. Он представляет собой одноэтажное кирпичное здание с подвалом площадью 683 кв. м. Стартовая цена лота составляет 37 млн рублей. В этом же районе выставили на продажу особняк XIX века. Это двухэтажное кирпичное здание, площадь которого составляет 842 кв. м. Стартовая стоимость этого лота составляет 112 млн рублей, сообщает НСН.

Кроме того, в Замоскворечье на продажу также выставили объект свободного назначения площадью 962 кв. м, находящийся в нежилом здании. Начальная стоимость лота составляет 80 млн рублей.

Источник: портал iz.ru («Известия»)

5 Часть исторического здания на Почтамтской продали за 40,6 млн рублей 

Площадь помещений — почти тысяча кв. метров.

Российский аукционный дом (РАД) продал на торгах часть исторического здания на Почтамтской, 15, литера А, рядом с Исаакиевским собором. Победителем стало ООО «Северо-Западный Фонд Недвижимости». Компания увеличила стартовую цену на полмиллиона рублей — с 40,1 до 40,5 млн.

Представители РАД рассказали, что ранее в этом здании находилось общежитие. Дом относится к выявленным объектам культурного наследия. На торгах продали шесть помещений площадью от 65,8 до 225,6 кв. метра на цокольном, первом и четвертом этажах здания. Общая площадь — 914,4 кв. метра.

Здание принадлежало «Ростелекому». 18 октября РАД продаст вторую половину — дом под литерой Б. Его площадь — восемь тысяч кв. метров. Дом также является объектом культурного наследия. До революции здесь находилось Управление городского телефона и телеграфа. Сейчас здание занимают гостиница, офисы и атриум. Внутренние помещения отремонтированы.

Источник: интернет-газета «Карповка»

6 Здание Фабрики-кухни законсервируют на зиму

В четверг, 12 октября, в Самаре возобновят реставрацию здания Фабрики-кухни завода имени Масленникова. Об этом сообщил депутат губернской думы Михаил Матвеев.

— На зиму планируют провести консервацию здания, – сообщил политик.

Архитектор проекта реставрации Александр Исаков рассказал, что подрядная организация, которая будет заниматься работами, останется ООО СК «ЭТС». Однако они пересмотрят график работы и ускорят реставрацию.

До конца недели подрядчику нужно будет вывезти весь строительный мусор, а с понедельника начать общестроительные работы. Как заверил архитектора подрядчик, только на кровле будет работать бригада из 25 человек.

— Весной работы будут снова возобновлены. Позже можно обсудить вопрос о поставке мебели, чтобы успеть к чемпионату мира по футболу 2018, – пояснил Александр Исаков.

Напомним, что реставрацию Фабрики-кухни бывшего завода имени Масленникова планировали возобновить в октябре. Ориентировочный срок завершения работ на объекте – ноябрь 2018 года.

По предварительным данным, подрядчики освоили 70 млн рублей. В сентябре из бюджета Самарской области уже выделили 60 млн рублей. Еще 100 млн рублей предоставят в 2018 году.

Источник: Сетевое издание «63.ру»

7 Дирекция Минкульта добавит средств на реставрацию трех башен Выборга.

В общей сложности ведомство перечислит более 50 млн рублей по программе восстановления «Культура России».

На Часовую башню выделят 22,6 млн рублей. В частности, подрядчик восстановит часовой механизм и флюгер. Башня Олафа получит 23,5 млн рублей. На башню Ратуши выделят 5,25 млн рублей.

13 сентября стало известно, что историческую часть Выборга благоустроят к 2026 году. К тому времени он станет городом-музеем. В 2018 году реализуют мастер-план города-музея. В него, помимо проектов реставрации памятников, войдут идеи по благоустройству исторической части Выборга, созданию комфортных общественных зон, новых туристических точек притяжения. 

На втором этапе, который будет длиться с 2019 по 2026 годы, воссоздадут историческое поселение, сформируют комфортную городскую среду, приспособят исторические здания и сооружения к современным условиям.

Источник: интернет-газета «Карповка»

8 Усадьбу Лакиера требует отреставрировать жительница Таганрога

Активистка из Таганрога требует отреставрировать усадьбу классификатора русской геральдики Александра Лакиера. Соответствующую петицию Анна Панина разместила на портале Change.org. Горожанка считает, что историческое здание необходимо поддерживать в надлежащем виде. 
— В местности Золотая Коса гибнет интереснейшая дворянская усадьба, на территории которой вот уже полтора века стоит здание в замковом псевдоготическом стиле, — объясняет автор инициативы. — Ростовская область вообще скудна на сохранившиеся усадьбы, а здесь — целое поместье с загородным домом середины XIX века примечательной архитектуры, где жила значимая в общероссийской истории персона — геральдист Александр Борисович Лакиер. Сейчас памятник истории и культуры регионального значения находится в аварийном состоянии и требует срочного ремонта. 

Анна отмечает, что разработать предварительную смету проекта реставрации здания власти запланировали до декабря 2016 года. А в этом году ремонт уже можно было завершить. Идею Анны поддержали 72 человека. Обращение рассмотрят, если оно наберет более 20 тысяч голосов. 

Александр Борисович Лакиер (1824-1870) — русский историк, живший в Таганроге. Ученый стал первым классификатором русской геральдики.

Источник: rostov.ru

9 Екатеринбургскую «сталинку» ждет реставрация

Сталинские дома на улице Свердлова в ближайшие годы ожидает реставрация. Акт обследования одного из них, расположенных по адресу Свердлова, 58, опубликован на сайте областного Управления по охране и использованию объектов культурного наследия, сообщает «Уралинформбюро«.

Экспертизу памятника, который до сих пор используется как жилое помещение, заказало ООО «ПрофБизнес» По мнению экспертов из Челябинска, здание находится в работоспособном и нормальном состоянии, но требует обновления фасадов. Кроме того, эксперты рекомендуют выполнить перепланировку ряда помещений, демонтировав ненесущие перегородки позднего периода, и таким образом объединить несколько помещений в единый зал.

Эта процедура требуется для приспособления первого этажа под нужды торговли. Современные металлопластиковые витрины, по мнению экспертов, следует сохранить. Стоит отметить, что в настоящий момент в здании расположены чайные, мебельные и меховые магазины, однако центральная и южная часть помещения первого этажа не используются.

Дом №58 является ярким примером советской неоклассики и неотъемлемой частью градостроительного ансамбля улицы Свердлова, состоящего из десяти пятиэтажных жилых зданий и здания института НИИ «Гипротранс». Комплекс был возведен в начале 50-х годов ХХ века. К его созданию приложили руку такие корифеи архитектуры, как Виктор Безруков, Моисей Рейшер, Виктор Лицкевич и Владимир Емельянов.

Следует добавить, что реставрация памятника задумана в рамках сохранения объектов культурного наследия улицы Свердлова, оказавшихся по соседству с зоной строительства ЖК «Екатерининский парк». Проект высотного жилого квартала на месте бывшей промплощадки завода «Уралтрансмаш» был в марте 2017 года одобрен на заседании градсовета при губернаторе Свердловской области. Застройка охватит территорию в квартале улиц Азина, Свердлова, Шевченко и Мамина-Сибиряка. Общая ее площадь составит порядка 30 гектаров.

Источник: «УралИнформБюро»/ www.uralinform.ru

10 Реставраторы Успенского собора определят ущерб от обстрела в октябре 1917 года

Комплексная реставрация Успенского собора Московского Кремля позволит определить, обратимы ли последствия обстрела Кремля 1917 года большевиками, сообщил журналистам в четверг замдиректора музеев Кремля по науке Андрей Баталов.

«Тысячи трещин от попадания снарядов в Успенский собор, не только по центральному барабану, но и сводам, аркам, то же происходит с церковью Двенадцати апостолов, мы до сих пор не знаем как будут развиваться эти трещины. Мы постоянно в той или иной степени реставрируем наши соборы. В этом году продолжаем комплексную реставрацию Успенского собора, когда сможем убедиться в том, насколько обратимы или необратимы последствия обстрела», — сказал А.Баталов.

В то же время он заметил, что «обстрел имел необратимые последствия с точки зрения морали, потому что он открыл дорогу всем будущим сносам, подчиняющимся новой доктрине секуляризации Москвы и прежде всего Кремля». В пресс-службе музеев Кремля «Интерфаксу» сообщили, что комплексная реставрация Успенского собора продлится несколько лет и будет включать восстановление его архитектурного облика и строительных конструкций, а также стенописи в интерьере и на фасадах. Кроме того, будет разработан проект защитных ограждений для наиболее ценных экспонатов и росписей.

В ходе вооруженного восстания октября 1917 года в Москве шли бои между силами большевиков и военными частями московского гарнизона. В конце октября Кремль был взят юнкерами. Чтобы выбить их, подконтрольные большевикам части начали артиллерийский обстрел территории Кремля.

При последующем осмотре был зафиксирован ряд разрушений Успенского и Благовещенского соборов. Также были повреждены Колокольня Ивана Великого и некоторые кремлёвские башни (в частности, Спасская, на которой остановились куранты).

Источник: сетевое издание «Интерфакс»

11 Дом Льва Кекушева на Поварской улице впервые реставрируется

 Яркий образец московского модерна, дом, который считается у почитателей Михаила Булгакова одним из наиболее вероятных «претендентов» на звание особняка Маргариты. Творение Льва Кекушева на Поварской реставрируется. О том, какие тайны хранят его стены, — Анна Щербакова.

Если в каком-нибудь из московских особняков вы встретили изображение льва, скорее всего, этот дом построил Кекушев. В одном из таких сейчас находится Посольство Новой Зеландии. Правда, львов пришлось укрыть от пыли и грязи. Одно из самых красивых московских зданий в стиле модерн реставрируется впервые за сто лет.

О его существовании никто не догадывался. Витраж обнаружили только в ходе научной реставрации. Так же как и скрытый элемент старинной колонны.

«Эта полуколонна, которая всегда существовала в таком виде, на поверку оказалась полноценной колонной», — отметил главный архитектор ГлавУпДК при МИД России Георгий Орлов.

Стену уберут, чтобы вернуть особняку первоначальный вид. Это главная задача реставраторов. Идет борьба за каждый подлинный сантиметр стен, потолка и барельефов. «То, что он очень любил скульптуру и не боялся ее применять, не боялся создавать удивительные объемы, перетекающие один в другой, говорят о нем, как о смелом человеке, который знал, на что он идет», — объяснил архитектор-реставратор Алексей Очнев.

Архитектор Лев Кекушев мог позволить себе не только эксперименты, но даже, эпатаж. Его фантазию никто не сковывал рамками: Кекушев одним из первых в России делал особняки «под ключ» — то есть, не для конкретного заказчика, а для условного будущего владельца.

С особняка Миндовского — он назван так по фамилии первого владельца — началась история московского модерна. В 1924 году сюда заселились дипломаты из Швеции, в семидесятых — из Новой Зеландии. Правда, застать особняк в первозданном виде им не удалось. В годы революции здание, как и многие другие в Москве, пострадало.

После революции 1917 года, когда все особняки были национализирваны, богатое убранство считалось излишеством, при советской власти эта подлинную глазурованную плитка 1904 года просто была покрыта газетами, здесь даже есть дата — 1921 год , а сверху — обычными обоями. Правда, такая участь все же миновала этот витраж, он украшает зимний сад уже на протяжении 113-ти лет.

Кекушев строил на века. Сохранилось 90 процентов бревенчатого пола — он был основой под паркет. И барельфы над парадной лестницей, сделанные на основе древнегреческого сюжета.

«Здесь мы обнаружили под ранними слоями краски серебро, подлинная отделка и подлинный замысел автора архитектора Льва Кекушева», — отметил архитектор Георгий Орлов.

На скульптурных фризах запечатлена панафинейская процессия — праздник в античных Афинах. О древней Греции в скором времени будет напоминать и фасад особняка. На свое законное место вернется богиня Аврора, венчавшая карниз здания в 1904 году. 

Источник: телеканал «Россия – Культура»

12 Расходы на реставрацию памятников в Северо-Западном регионе вырастут

В 2018 году бюджет Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ составит 4,1 млрд рублей против 3,8 млрд рублей, выделенных федеральным бюджетом в 2017 году. Эти средства, в частности, пойдут на реставрацию Академии художеств, особняка Штиглица, Воскресенского Новодевичьего монастыря, ансамбля Соловецких островов и других объектов в регионах Северо-Запада. Руководитель дирекции Наталья Волынская отметила, что объемы финансирования могут быть увеличены, но насколько, она сказать затруднилась.

В 2017 году на реставрационные работы на объектах культурного наследия Петербурга и регионов СЗФО Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры были выделены средства в размере 3,8 млрд рублей. Всего было заключено 111 контрактов с подрядными организациями, рассказала руководитель дирекции Наталья Волынская вчера в рамах пресс-конференции. По ее словам, сейчас завершаются работы по 31 контракту. К наиболее знаковым объектам, которые будут введены в строй до конца года, относятся вторая очередь Российской национальной библиотеки (РНБ) (официальное открытие объекта намечено на середину ноября), капитальный ремонт общежития Академии балета имени Вагановой и Петрозаводская консерватория имени Глазунова. 

В 2018 году бюджет Северо-Западной дирекции одобрен в размере 4,1 млрд рублей. По словам госпожи Волынской, эта сумма, скорее всего, вырастет, но насколько, руководитель ведомства уточнить не смогла, отметив лишь, что «корректировки идут всегда, а из-за постоянного секвестрования бюджета денег намного меньше, чем требуется на сегодня». Эти средства будут направлены в том числе на продолжение работ по реставрации Академии художества, особняка Штиглица, Воскресенского Новодевичьего монастыря, ансамбля Соловецких островов. При этом дирекция запросила и уже получила предложения от всех регионов Северо-Запада по поводу объектов, которые нужно реставрировать. По данным ведомства, сейчас в рабочем списке около 200 объектов. Например, Мурманская область просит отреставрировать знаковый памятник героям-подводникам Северного флота в городе Полярном, а Республика Коми выступает за обновление церкви Святителя Дмитрия Ростовского. «Мы проанализируем эти предложения и в самое ближайшее время направим итоговый документ с ходатайством о включении этих объектов в бюджет 2018 года»,— сообщила руководитель Северо-Западной дирекции. При этом госпожа Волынская признает, что у Северо-Западной дирекции есть несколько контрактов, реализация которых затянулась из-за разбирательств с подрядчиками.

Одним из самых скандальных объектов Петербурга является новая сцена Малого драматического театра (МДТ) — Театра Европы стоимостью 2,5 млрд рублей. Последний раз озвучивалось, что здание на Звенигородской улице, 7, будет построено к июню 2018 года. Но по новым планам, о которых рассказала Наталья Волынская, этот объект будет введен лишь в конце 2019 года. «К весне 2018 года мы планируем возвести само здание театра. До конца 2018 года и в начале 2019 года будут проводиться отделочные работы на объекте. А с середины 2019 года начнется монтаж оборудования»,— рассказала Наталья Волынская. 

Как ранее писал «Ъ», вокруг строительства новой сцены МДТ возникли судебные разбирательства, которые стали следствием разрыва контракта с ООО «СтройСоюз СВ», которое, по мнению Северо-Западной дирекции, нарушило сроки ведения работ. Подряд достался новому подрядчику — ООО «Трансепт групп», а с прежней организацией дирекция продолжила разбирательства в суде. По словам Волынской, после расторжения контракта «СтройСоюз СВ» не вернул выплаченный аванс. «Представители фирмы, бритоголовые ребята, приходили в Дирекцию с угрозами и требовали дополнительное финансирование. Но вместо этого получили расторжение контракта, а также взыскание выплаченного аванса через суд», — прокомментировала она. Но в рамках судебного разбирательства суд встал на строну экс-подрядчика: признал расторжение контракта неправомерным и обязал дирекцию выплатить компании 200 млн рублей. Суд второй инстанции неожиданно для дирекции поддержал это решение. После этого ведомство подало кассационный иск, наложив обеспечительные меры на время судебных разбирательств. «Кассация пока не назначена. Ориентировочно она будет в середине декабря», — прокомментировала Наталья Волынская. Она добавила, что в поисках справедливости готова дойти до президента РФ Владимира Путина. 

Также не раньше 2019 года будет закончена реконструкция Консерватории имени Римского-Корсакова в Петербурге. «Очень опасно на таком объекте спешить», — отметила Наталья Волынская, добавив, что объект сложный — как с технической точки зрения, так и финансовой. Процесс реконструкции был затянут в том числе и из-за смены подрядчика: первые три контракта, заключенные с компанией «Балтстрой» на сумму 1,4 млрд рублей, были расторгнуты. В настоящее время идут судебные разбирательства. Всего, по словам госпожи Волынской, на проведение всех запланированных работ по реставрации здания консерватории требуется 5 млрд рублей, а контракты с новым подрядчиком -компанией «Меандр» — заключены пока только на 600 млн рублей. По ним срок окончания работ — сентябрь 2018 года.

Источник: «Коммерсантъ»

13 Минкультуры упростит согласование ремонта памятников 

В Министерстве культуры разработали законопроект, который должен облегчить бизнесу ремонт на объектах культурного наследия и упростит включение построек в реестр памятников. Об этом сообщил директор департамента государственной охраны культурного наследия Минкульта Владимир Цветнов.

«Это одна из наших самых крупных попыток внесения изменений в законодательство с точки зрения, если простым языком говорить, привлечения внебюджетного финансирования для сохранения объектов культурного наследия», — рассказал журналистам Цветнов.

Изменения будут касаться покраски фасадов, поклейки обоев, замены напольных покрытий, покраски окон. Сейчас для этих работ необходимо разрабатывать проектную документацию и проводить историко-культурную экспертизу, которые иногда стоят дороже ремонта, отметил директор.

9 октября стало известно, что собственник помещений в «Доме экспедиции государственных доходов», который известен как дом «с четырьмя колоннадами», выплатил штраф в размере 200 тыс. рублей за плохое содержание федерального памятника.

Источник: интернет-газета karpovka.com 

14 Спасение памятников или новые правила: споры о культурном наследии в Рязани

Губернатор Рязанской области обозначил основные направления работы по сохранению культурного наследия Рязани

Новые правила застройки исторического центра Рязани должны работать на сохранение облика исторического центра города. Об этом на заседании клуба «Лидер» 6 октября сказал губернатор Рязанской области Николай Любимов, сообщает пресс-служба правительства региона.

По словам главы области, правила, которые применяются сейчас, были разработаны еще в 1986 году. По объективным причинам они устарели и требуют замены. При разработке новых правил необходимо выслушать как можно больше людей и учесть все мнения, заявил губернатор.

«Исторический центр должен не потерять своего лица, но иметь при этом возможности для развития. Это создание инфраструктуры, необходимой для жителей и туристов, возможно появление новых памятников в честь людей или событий, связанных с этими местами», — цитирует губернатора пресс-служба.

Кроме того, Николай Любимов отметил, что новые правила застройки должны четко регламентировать этажность зданий. Также необходимо думать о том, как сохранять и использовать здания, построенные примерно век назад, но не являющиеся памятниками архитектуры.

Напомним, что новые правила застройки областного центра в Рязани стали причиной недовольства краеведов. Так, по мнению защитников памятников, новый проект пролоббирован застройщиками. Представители общественных организаций заявляют, что в нем повсеместно увеличивается этажность зданий, а охранные зоны объектов культурного наследия уменьшаются до границ самих памятников.

Такая ситуация, к примеру, сложилась с Рязанским кремлем. Ранее министром культуры РФ Владимиром Мединским был подписан приказ о создании «Достопримечательного места Переяславль-Рязанский». Градозащитники уверены, что приказ фактически ставит крест на дальнейшем существовании уникального исторического объекта — Рязанского кремля. В частности, активисты сообщали, что в проекте территория ансамбля кремля уменьшена в два раза, что дает право на строительство.

Между тем, в Рязани защита требуется не только кремлю, но и другим памятникам. Как ранее сообщало  ИА REGNUM, в 2016 году под угрозой сноса оказался дом, где провел свое детство Константин Циолковский. В 2011 году городские власти Рязани признали дом аварийным и расселили его жильцов. Защитники исторического объекта требовали отменить решение о сносе. Только после того, как шумиха началась в СМИ, бывший губернатор Олег Ковалев поручил провести глубокое исследование всех документов, касающихся биографии, научной деятельности и мест пребывания в Рязани Константина Циолковского. В декабре мэрия Рязани расторгла договор на снос дома.

Окончательно дом был спасен в июне 2017 года, когда был подписан приказ о том, что дом внесен в список объектов культурного наследия.

Источник: ИА REGNUM

15 КГИОП будет наказывать за рекламу на исторических зданиях 

Вишневский считает, что принятие закона приведет к коррупции.

6 октября закс Петербурга рассмотрел поправки в закон «Об охране культурного наследия в Петербурге». Комитет в первом чтении рекомендовал принять законопроект, запрещающий распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия.

После принятия законопроекта КГИОП сможет обращаться в суд с исками о признании недействительными разрешений на установку и использование рекламных конструкций, если они нарушают архитектурный и исторический облик объектов культурного наследия и соседних с ними территорий.

Против законопроекта выступил депутат Борис Вишневский, который заявил об отсутствии четких критериев, что именно нарушает архитектурный облик. Из-за этого Вишневский опасается, что чиновники будут трактовать документ по своему усмотрению, и это создаст предпосылки для коррупции.

Антимонопольная служба возбудила дело против главы комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергея Серезлеева. Поводом стала жалоба на итоги проведенных конкурсов на размещение наружной рекламы в Петербурге. По мнению антимонопольщиков, критерии заказа имеют неопределенные требования и не позволяют объективно оценить участников конкурса.

Источник: интернет-газета «Карповка»

 

 

 

https://www.high-endrolex.com/21