https://www.high-endrolex.com/21

 В Рязани представлен руководитель госинспекции по охране наследия

Губернатор Рязанской области Олег Ковалев представил 21 июля региональному правительству начальника нового органа областной исполнительной власти — Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия, о создании которой мы рассказывали в начале июля. Распоряжением губернатора от 16 июля 2015 года июля на эту должность назначен Олег Алексеевич Василькин.
Ритуальными пожеланиями успеха и благодарностями за оказанное высокое доверие заседание правительства Рязанской области не ограничилось – на нем был рассмотрен целый ряд вопросов, «касающихся сохранения памятников истории и культуры на территории региона». Олег Ковалев рассказал, что «завершена серьезная и большая работа по созданию в регионе достопримечательного места «Есенинская Русь». Несмотря на продолжающие звучать критические отзывы общественников о качестве этой работы, губернатор «направил Президенту России Владимиру Владимировичу Путину письмо с докладом о проведенной работе». Более того, по словам губернатора, Президентом РФ «дано поручение заместителю Председателя Правительства РФ Ольге Голодец и Министру культуры РФ Владимиру Мединскому рассмотреть и поддержать принятие решения по этому вопросу».
Олег Ковалев потребовал также продолжения работы по созданию достопримечательного места на даче кинорежиссера Андрея Тарковского в Путятинском районе, проектирование которого, правда, должно было завершиться еще к 20 июня. Помимо этого, губернатор дал поручение «более тщательно» проработать вопрос о дальнейшем использовании сохранившихся в Рязанской области усадеб. По словам Олега Ковалева, «надо разработать комплекс стимулирующих мер, в том числе финансовых, с тем, чтобы заинтересовать и привлечь бизнес к восстановлению памятников архитектуры, сделать из них туристические объекты», но при этом «четко прописывать обязательства инвестора о сохранении исторического облика зданий и их дальнейшего бережного использования».
Правительство Рязанской области одобрило на заседании 21 июля проект регионального закона о регулировании отдельных отношений в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, приведенный в соответствие с обновленным федеральным законодательством.
Досье. Рязанские СМИ приводят крайне скупые биографические данные руководителя нового госоргана охраны памятников, сообщая, что ранее он работал начальником отдела по обеспечению законопроектной деятельности аппарата Правительства Рязанской области.Так что Олег Алексеевич вряд ли учился на реставратора или искусствоведа. Хотя можно предположить, что если уж не с культурным наследием, так с охраной он знаком не понаслышке. На официальном сайте расположенной в Рязани Академии Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) можно найти упоминание о том, что человек по имени Олег Алексеевич Василькин служил преподавателем на одной из кафедр ее юридического факультета.

/Хранители Наследия/

 

Мясницкая улица в Москве реконструируется через голосования в «Активный гражданин»

Сергей Собянин осмотрел ход комплексного благоустройства Мясницкой улицы, которое проводится в рамках программы «Моя улица».

«Мы находимся на одной из старейших улиц Москвы — на Мясницкой. Одной из старейших и самых красивых, наверное, улиц. К сожалению, она в последние годы превратилась больше в автомобильный проезд: здесь были узкие тротуары, неотремонтированные фасады, огромное количество рекламных вывесок, проводов и так далее. Она, конечно, для москвичей, если не была утеряна, то по крайней мере была незаметна, как такая удивительная городская жемчужина», — отметил Мэр Москвы.

Мясницкая проходит от Лубянской площади до Садовой-Спасской улицы и является одной из наиболее известных улиц Москвы. В своем нынешнем виде она существует с XVIII века (с 1935 по 1990 год носила имя Сергея Кирова).

В настоящее время улица используется главным образом для движения машин и мало приспособлена для пешеходов из-за узости тротуаров, отсутствия зелени и элементов благоустройства.

«Сегодня уже в ходе ремонта мы видим, как она возрождается: ремонтируются фасады, реставрируются памятники архитектуры, убираются лишние вывески, провода, создается новая пешеходная зона, расширяются тротуары, улица благоустраивается. Тут новое освещение», — подчеркнул Мэр Москвы.

В ходе голосования в системе электронных референдумов «Активный гражданин», которое прошло в сентябре 2014 года, москвичи поддержали благоустройство Мясницкой улицы, отдав предпочтение мощению тротуаров плиткой крупного размера. Работы начались 11 мая и продлятся до августа.

Протяженность улицы составляет 1,8 километра, площадь благоустройства — 5,2 гектара.

Тротуары на Мясницкой будут существенно расширены и замощены гранитной плиткой. Улицу озеленят, украсят декоративными светильниками, а провода, проложенные открытым способом, уберут под землю, в кабельную канализацию.

В результате улица станет комфортной и безопасной для пешеходов. Движение автотранспорта по ней будет упорядочено, для остановки и стоянки машин обустроят парковочные карманы.

«Я думаю, что это будет одна из самых излюбленных улиц для Москвы, для москвичей и для гостей столицы. Это один из примеров того, что мы делаем на других улицах. Сегодня 50 улиц находятся на реконструкции: и вылетные магистрали, и исторические улицы», — добавил Сергей Собянин.

В рамках благоустройства запланирован ремонт фасадов 26 зданий. На четырех зданиях будет создана архитектурно-художественная подсветка. Гранитной плиткой вымостят 26,1 тысячи квадратных метров тротуаров, на 13,8 тысячи квадратных метров уложат асфальтовое покрытие, установят 4,4 тысячи погонных метров гранитного бордюра, опоры освещения — 154 штуки, малые архитектурные формы (лавочки, урны, цветочницы) — 404 штуки, высадят кустарники — 352 штуки.

«Не забывайте близлежащие скверики, дворы, чтобы в комплексе с этой улицей обустраивались дворовые территории, которые примыкают к ней», — обратился к заместителю Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петру Бирюкову Сергей Собянин.

По словам заммэра, работы по благоустройству улиц ведутся строго по графику и основная реконструкция должна завершиться к Дню города. Как уточнил Петр Бирюков, каждую смену на Мясницкой работают около 500 человек.

Реализация программы «Моя улица» началась в мае 2015 года. В настоящее время в план первоочередных работ на 2015 год включены 50 городских улиц общей протяженностью 112 километров.

В этот список вошли семь вылетных магистралей (Варшавское, Каширское, Ленинградское, Ярославское, Можайское, Щелковское шоссе, Рязанский проспект) и 43 центральные улицы, либо являющиеся продолжением вылетных магистралей (улицы Люсиновская, Большая Тульская, Большая Ордынка, проспект Мира, Стромынка и другие), либо являющиеся историческими градообразующими улицами (Большая и Малая Никитские, Спиридоновка, Малая и Большая Бронные, Мясницкая, Новодевичья набережная, Триумфальная площадь и другие).

«Реконструкция продлится два-три месяца, и улица будет служить людям уже десятки лет. Город будет преображаться. Я думаю, что нас простят за шум, строительные работы, и жители будут довольны тем результатом, который мы получим», — резюмировал Мэр Москвы.

Выбор исторических улиц для благоустройства проводился путем голосования в системе электронных референдумов «Активный гражданин». На втором этапе участники голосовали за варианты будущего благоустройства улиц (дизайн лавочек, уличных фонарей и тому подобное).

Основные цели программы — сделать московские улицы узнаваемыми, безопасными для пешеходов и велосипедистов; повысить их доступность, в том числе для маломобильных граждан; создать комфортные условия для отдыха и встреч москвичей; преодолеть дисбаланс между пешеходным, велосипедным и автомобильным движением; упорядочить парковочное пространство.

Планируется расширение тротуаров, установка дополнительного освещения, лавочек и других малых архитектурных форм, дополнительное озеленение, создание мест для отдыха, а при наличии возможностей — велодорожек и велопарковок (в том числе пилотный проект по устройству велосипедной полосы на проезжей части всего Бульварного кольца), упорядочение мест для парковки автомобилей.

«На благоустройстве улиц ежесуточно работают до 20 тысяч человек, примерно тысяча единиц различной техники. Работа идет без закрытия пешеходного и автомобильного движения», — заявил Петр Бирюков.

/Информационный портал «Москва»/

 

Минкульт предложил увеличить финансирование проекта по благоустройству Великолукской крепости

Министерство культуры РФ предложило увеличить финансирование проекта по благоустройству Великолукской крепости, сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе региональной администрации. Об этом шла речь на очередном заседании оргкомитета по подготовке и проведению празднования 850-летия со дня упоминания Великих Лук в летописи в 2016 году под председательством полномочного представителя Президента в СЗФО Владимира Булавина, которое состоялось 24 июля.

В ходе совещания участники обсудили проект по благоустройству территории, консервации и музеефикации Великолукской Земляной крепости.

Напомним, Великолукская Земляная крепость, построенная по приказу Петра I в. 1704—1708 гг., является объектом культурного наследия федерального значения. В прошлом году объект был включен в реестр федерального имущества.

Директор Департамента управления имуществом Министерства культуры Российской Федерации Артем Новиковрассказал, что объем финансирования проекта уже утвержден и составит 78 млн рублей: 20% из этих средств поступят в областной бюджет уже в 2015 году, оставшаяся сумма — в 2016 году.

Он также рекомендовал руководству области дополнить проект и увеличить финансирование до 100 млн рублей, что в лучшую сторону отразится на качестве реконструкции. Кроме того, учитывая, что после реставрации необходим уход и средства на содержание, посоветовал передать объект в пользование соответствующему ведомству.

Председатель госкомитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева, в свою очередь, рассказала, что все обязательства области в рамках проекта выполнены: объект поставлен на кадастровый учет, за счет средств регионального бюджета проведена историко-культурная экспертиза проектной документации, разработана необходимая проектно-сметная документация, которая передана в Минкультуры для проведения дальнейших конкурсных процедур.

Кроме того, в прошлом году в рамках областной программы завершены реставрационные работы Западных ворот крепости. На эти цели было выделено 7,8 млн рублей из областного бюджета.

/ПАИ/

 

Вилла Беллик продвигается к реестру

Инициатива по постановке дома на охрану исходила от активистов «Архнадзора». Заключение государственной историко-культурной экспертизы было написано одним из ведущих экспертов Москвы А.Л. Баталовым. В феврале 2013 года акт ГИКЭ был передан в Мосгонаследие, которое с ним согласилось.

Итак, инициатива снизу получила поддержку в профильных госорганах, хоть и пару лет спустя. Такому развитию событий можно только искренне порадоваться, если бы не одно «но». Не очень понятно, что же теперь будет охранять государство, так как к моменту судьбоносного заседания романтичный неоклассический особняк стал стерильной офисной коробкой. И совершалось это превращение – и до, и во время того, как экспертиза блуждала в недрах Мосгорнаследия.

В ноябре 2012 года активисты «Архнадзора» заметили, что особняк с роскошными интерьерами, в котором много лет находился Болгарский культурный центр, активно перестраивают. Выяснилось, что домом распоряжается Болгария, по бумагам он не является памятником архитектуры, хоть и известен специалистам как одна из немногих сохранившихся построек Д.П. Сухова – архитектора. Вот что пишут о доме Лариса Вульфина и Татьяна Дудина — авторы недавно изданной книги «Москва как место проживания. Дмитрий Петрович Сухов — архитектор, реставратор, художник»: «В 1910-х годах, когда возводился дом Беллик, господствовал неоклассицизм, и творение Сухова стало замечательным образцом этого стиля, тем паче что именно особняк был излюбленным жанром неоклассической архитектуры, а московский ампирный особняк — в особенности».

Переговоры «Архнадзора» с Болгарским посольством к успеху не привели, работы шли своим чередом, несмотря на предписание ОАТИ, многочисленные письма в Мосгорнаследие и префектуру.

Сейчас стройка окончена, на новой ограде, украшенной золотым декором и орлами, красуются таблички казанского ИК Банка, татарстанской же страховой компании Итиль Армеец – дочки болгарской «Армеец», а также Bulgarian Air, названной почему-то информационным культурным центром (тогда как из здания на Ленинградском проспектеБолгарский культурный институт выехал еще до начала работ). Вилла превратилась в офис, и доступ к будущему памятнику, соответственно, закрыт. Но на памятник Серебряного века он и не очень-то похож. Надстроена мансарда, на месте полукруглого крыльца с балюстрадами сооружена уродливая пристройка черного цвета, исказившая парковый фасад здания, еще одно черное страшилище уселось на некогда открытой террасе второго этажа.

Между тем, внешний облик входит в предмет охраны виллы.

В экспертизе (есть в распоряжении редакции сайта «Хранители Наследия») сказано, что охране подлежат:

— объемно-пространственная композиция здания с подвалом 1917 г., ХХ в., в том числе, ризалиты, полукруглый эркер, парадное крыльцо с балюстрадой и двумя симметричными лестничными маршами, выходящими на полукруглую площадку, включая пристройку с арочным проемом, высотные отметки по венчающему карнизу;

— композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1917 г., ХХ в., включая местоположение, размер, форму, оформление дверных и оконных проемов, включая арочные окна первого этажа, наличники, подоконные полочки, замковые камни, портик из четырех пилястр ионического ордера с антаблементом, балюстраду, каменное рустованное ограждение лестничных маршей с вазонами, лепные восьмигранные медальоны с изображением мужской и женской фигур, венчающий карниз;

— материал и характер отделки фасадных поверхностей 1917 г., ХХ в., в том числе руст, штукатурка по кирпичной кладке;

— колористическое решение фасадов 1917 г. (уточняется в процессе реставрационных исследований);

Возможно, сохранились ценные интерьеры (они тоже включены в предмет охраны), часть из них — копия с залов дворца Дожей в Венеции. Но доступ внутрь дома закрыт, да и стиль обращения с архитектурой здания позволяет предположить, что произошло внутри.

В сложившейся противоречивой ситуации признания памятником изуродованного здания важна позиция Мосгорнаследия. По нашей информации, ведомство ведет сейчас сложные переговоры с болгарской стороной о возвращении вилле Беллик (там, где это технически возможно) исторического облика.

/Хранители Наследия/

 

В Ленобласти может появиться комитет по охране памятников

Депутат ЗакСа Ленобласти Владимир Цой намерен внести осенью на рассмотрение коллег по парламенту законопроект о создании в регионе отдельного органа по охране памятников. Об этом он заявил  сегодня на заседании попечительского совета Выборгского замка, сообщает ЛОТ.

По словам  народного избранника, у комитета должны быть территориальные подразделения в разных районах Ленобласти, в том числе в Выборге.  В настоящее время  в Ленобласти функции охраны памятников сегодня возложены на комитет по культуре, в составе которого имеется департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Курирует данный сектор зампред комитета Андрей Ермаков.

/АСН-инфо/

 

Медведев утвердил новое положение о госнадзоре за объектами культурного наследия

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, в соответствии с которым утверждается новое положение о государственном надзоре объектов культурного наследия, сообщает в субботу сайт правительства России.

«Подписанным постановлением утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия», — говорится в сообщении.

Положением установлено, что полномочия федерального государственного надзора исполняет Минкультуры России и региональные органы охраны объектов культурного наследия, как это предусмотрено статьёй 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

«Минкультуры России проводит надзор только в отношении памятников, перечень которых утверждает правительство России. Надзор за другими памятниками проводят региональные органы охраны объектов культурного наследия, которым переданы эти полномочия. Средства на исполнение переданных субъектам Федерации полномочий по надзору за состоянием памятников выплачиваются в форме субвенций», — говорится в сообщении.

Положением также определён перечень должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по государственному надзору, и их полномочия.

Введён порядок размещения материалов о результатах проведённых проверок и мероприятий по контролю за состоянием объектов на официальных интернет-сайтах соответствующего государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Кроме этого уточняются полномочия должностных лиц в рамках мероприятий по государственному надзору, в том числе проводимых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, говорится в сообщении.

/Интерфакс/

Петергоф из железобетона. Как новенький

Реставрация Петергофских фонтанов вызывает у экспертов тревожные ассоциации

Внушительные территории парков Петергофа нынче огорожены строительными заборами – который год этап за этапом ведется реставрация знаменитых фонтанов. Что именно там происходит, доподлинно неизвестно: проектная документация не выносилась на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия, нет никакой информации и у экспертов петербургских подразделений ВООПИиК и ИКОМОС. Материалы соответствующей историко-культурной экспертизы отсутствуют на сайте КГИОП – хотя, согласно вступившим в силу в январе нынешнего года требованиям федерального закона, должны быть там размещены в обязательном порядке.

Памятники на фоне бетонных полей

По воле случая удалось проникнуть за ограждения бывшему ведущему специалисту КГИОП, историку архитектуры Александру Кречмеру. Представший масштаб заливаемых бетоном площадок с торчащим частоколом металлической арматуры и снующая по площадке тяжелая техника никак не увязывались с представлениями о бережной реставрации одного из самых известных памятников петербургского объекта всемирного наследия. Скорее вызвали ассоциации с какой-нибудь комсомольской стройкой века: «Да это просто БАМ какой-то!» – изумился Александр.

Следствием этого изумления стала публикация на сайте петербургского ИКОМОС с подборкой свежих снимков в сопоставлении с фотофиксацией тех же объектов в прежние года.

Оценивая пары «до» и «после», Александр Кречмер приходил к неутешительному выводу: «Происходит утрата подлинности – одного из важнейших качеств архитектурных произведений, определяющего их истинную ценность. В ходе производимых работ по Марлинскому каскаду и Менажерным фонтанам разрушаются подлинные конструкции и элементы памятников петровского времени, а новые детали выполняются в материалах, не имеющих ничего общего с историческими. Кирпичная кладка заменяется железобетоном, известняк – серым гранитом.

…Увеличение долговечности фонтанов и каскадов, выполненных в современных материалах, удобства его эксплуатации не оправдывают таких замен в условиях потери аутентичности памятников».

Бывшим коллегам по КГИОП специалист адресовал вопросы: как могли согласовать такие проекты реставрации? Были ли проведены предварительные археологические изыскания? Законсервированы ли основания памятников, сохранены ли и где находятся подлинные фрагменты? И призывал «принять неотложные меры для предотвращения разрушительных действий в отношении ценнейших памятников отечественной культуры и откорректировать проекты в соответствии с принципами максимального сохранения подлинности».

Серьезная озабоченность судьбами объектов фонтанного искусства в Петергофе прозвучала и на проходившем в июне VII Международном конгрессе петровских городов – в выступлении главы петербургского ИКОМОС Сергея Горбатенко.

Разделяя эту обеспокоенность, петербургское отделение ВООПИиК обратилось к руководству КГИОП и Управления Минкультуры по СЗФО с просьбой незамедлительно образовать специальную комиссию или рабочую группу в составе Совета по сохранению культурного наследия для знакомства с проектом реставрации, разрешительно-согласовательной документацией, историко-культурной экспертизой, а также с ходом работ в натуре.

Одновременно обращалось внимание и на ситуацию с еще одним федеральным памятником, находящимся в ведении ГМЗ «Петергоф» – Ропшинским дворцом (при противоаварийных работах на котором сохранившиеся колонны демонтировались с применением тяжелой техники, а документация по его «консервации» также остается тайной для экспертного и градозащитного сообщества).

Отстраивая заново

Ответ, поступивший за подписью первого зампредседателя КГИОП Александра Леонтьева, своей обстоятельностью разительно отличался от традиционных отписок. Чувствовалось неформальное отношение к предмету Александра Гавриловича – яркого представителя ленинградской реставрационной школы, много лет проработавшего главным архитектором Петергофа.

Господин Леонтьев сообщал, что за все время своего существования Марлинский каскад («Золотая гора») и Менажерные фонтаны «неоднократно подвергались ремонтам», в ходе которых неоднократно же происходила и замена камня, из которого изначально были выполнены кордоны. И что они получили «значительные повреждения» в годы Великой Отечественной войны:

«На каскаде «Золотая гора» были утрачены медная обшивка и деревянные лестницы, повреждена система водопроводов и верхняя площадка, утрачена скульптура «Мальчик со свирелью». У Менажерных фонтанов значительно пострадали чаши, оборудование и подводящие водопроводы, утрачены форсунки и проч. Работы по ремонту фонтанов начались еще в 1945 г. Новая масштабная реконструкция проводилась в 1973–1980 гг. В результате повреждений и последующих ремонтов на каскаде «Золотая гора» вместо утраченной скульптуры «Мальчик со свирелью» в нижнем бассейне была установлена скульптура «Флора». Золоченые листы латуни были изготовлены заново, восстановлены мраморные ступени переливов, перестроен кордон бассейна на бетонном фундаменте, выполнен парапет из известняка. От массового использования мрамора в облицовке отказались в пользу известняка. Лестницы со стороны каскада были сооружены по новому проекту: на железобетонном фундаменте установлены гранитные ступени и балюстрада из известняка… У Менажерных фонтанов стены чаш были выполнены из блоков сааремского доломита, дно чаш вымощено мраморной плиткой, система питания и водоотведения была отремонтирована и частично перестроена. Форсунки были изготовлены новые на основе сохранившихся исторических».

В целом, резюмировал господин Леонтьев, «к 2014 году на каскаде «Золотая гора» из подлинных конструкций остался только кирпичный фундамент водосливной части фонтана. У Менажерных фонтанов сохранились кирпичная вымостка дна чаш и фундаментная часть стен».

Но после нынешней «реставрации», надо понимать, и от этих остатков подлинного мало что останется: после расчистки, поясняет Александр Гаврилович, было выявлено разрушение верхней части кладки фундамента водосливной части и практически полное разрушение боковых стенок каскада. «Поэтому было принято решение выполнить […] консервацию кладки и поверх бетонное защитное покрытие по аналогу с ранее существовавшей конструкцией. Данное проектное решение обеспечивает гидроизоляцию и сохранность исторических фундаментов каскада (увеличивая тем самым срок их службы с сохранением несущей способности)».

Что же до мраморных элементов – плитка и водосливные камни, – то после реставрации их обещают вернуть на место. Но не все. Часть – «не подлежащих реставрации» – также заменят на «аналоги». Каков их процент, не уточняется. Блоки стен чаши фонтана из доломита демонтируются и заменяются на выполненные из гранита. Такое решение, поясняет зампредседателя КГИОП, «принято на основании того, что известняк при постоянном контакте с водой крайне недолговечен, а также подвержен поражению микроорганизмами в условиях постоянной влажности». При этом «облицовка стен выполняется известняком (доломит, травертин)».

Полной замене подлежит балюстрада лестниц из сааремского доломита. Утверждается, что все ее элементы «подвержены 100% поражению микроорганизмами глубиной до 1 мм… В связи с невозможностью реставрации (из-за сильного поражения микроорганизмами) и демонтажа элементов без их разрушения (из-за особенностей крепления) все элементы балюстрады заменяются на новые, выполненные из аналогичного материала с сохранением формы».

Столь кардинальный подход вызывает удивление в профессиональной среде: по мнению специалистов, поражение весьма массивных элементов на глубину всего лишь до 1 мм едва ли столь уж фатально, к тому же существующие современные методики позволяют решать такие проблемы скорее терапевтически, нежели хирургически. Хотя с тем, что выбранный вариант предоставляет возможность освоить куда большие средства, как раз никто и не спорит. Примечательно, что в отношении пьедесталов под скульптуры и вазы комитет полагает возможным осуществить «очищение от биопоражений по реставрационным методикам, принятым для известняка».

К числу «не подлежащих реставрации» элементов КГИОП согласился отнести и «недопустимые дефекты», обнаруженные на золоченых латунных подступенных щитах. «В соответствии с этим, – информирует Александр Леонтьев, – было принято решение о замене латунных щитов на новые с золочением их гальваническим методом как соответствующим условиям эксплуатации в водной среде».

Полностью решили заменить и мраморную плитку Менажерных фонтанов, установленную во время реставрационных работ 1970-х, – сочли, что «ее расположение под уровнем воды и постоянное воздействие энергии падающей с высоты 15 м струи не позволяет обеспечить долговременное использование после реставрации».

Обстоятельный ответ Александра Леонтьева завершается выводом: «Таким образом, подлинные исторические конструкции каскада «Золотая гора» и Менажерных фонтанов не разрушены, напротив – отреставрированы и законсервированы».

Александр Кречмер с таким выводом категорически не согласен. Он склонен расценивать ответ КГИОП скорее как «подтверждение использования недопустимых методик при реставрации памятников Петергофа, причем преподносимого как абсолютно возможное и безальтернативное».

«Комитет в своих оценках преувеличивает масштабы разрушений времен войны», – полагает эксперт и отсылает, в частности, к фотографии каскада, сделанной М. А. Величко в 1944 году.

«Из архитектурно-художественного убранства каскада были утрачены только деревянные лестницы с балюстрадами и медные позолоченные листы, – рассказывает Александр Кречмер. – Частично была повреждена каменная облицовка. Скульптурное убранство было спасено: уникальные свинцовые маскароны работы К. Растрелли увезли вглубь страны, мраморную скульптуру закопали. Марлинский каскад и Менажерные фонтаны ввели в действие уже 4 сентября 1949 года. И подлинность отреставрированного памятника составляла более 80 процентов!»

К тому же, по мнению специалиста, описанные в письме КГИОП повреждения обшивки, лестниц и прочая не могут оправдать масштабов нынешних замен.

Историк архитектуры указывает, что «Мальчик со свирелью» вовсе не является исторической скульптурой каскада: по замыслу М. Г. Земцова, здесь в начале 1730-х была установлена мраморная статуя «Фавн с козленком» (копия античного оригинала I века до н. э.). Ее по причине ветхости Н. И. Архипов заменил в 1929-м на «Мальчика» (копия XIX века). Так что, убежден специалист, при нынешней реставрации следовало бы вернуть на каскад копию именно «Фавна».

Дух места в фальсификатах не живет

Ответ комитета вызывает у Александра Кречмера и ряд новых вопросов. Почему при восстановлении водопадных уступов и парапетов не применялась традиционная кирпичная кладка? Если, как признается в письме КГИОП, «у Менажерных фонтанов сохранились кирпичная вымостка дна чаш и фундаментная часть стен», зачем было поверх устраивать столь мощную железобетонную плиту и не несет ли она дополнительную нагрузку на историческое основание? Почему утраченные медные позолоченные листы восстанавливаются в латуни?

Кречмер не удовлетворен и объяснениями комитета в части замен доломита в отделке бортов водометов на плиты серого полированного гранита (что и вправду приближает вид царских фонтанов к облику богатой – в понимании состоятельных любителей евроремонтов – бани): «Это притом, что каменная отделка, выполненная при последних реставрационных работах, простояла в хорошем состоянии почти 30 лет!»

По мнению эксперта, не соответствует действительности и утверждение, что гранитные плиты установлены в бортах бассейнов ниже уровня воды, и приводит для сопоставления фото 2006 года. Также господин Кречмер убежден, что на Марлинском каскаде при необходимости возможна замена существующей каменной отделки только на белый мрамор, «который является основным историческим материалом отделки каскада (по первоначальным проектам и проекту реставрации 1870-х годов)».

В петербургском ИКОМОС в развитие дискуссии о работах на петергофских фонтанах напоминают о последствиях пренебрежения важнейшим качеством объектов культурного наследия – его подлинностью: «Дух места, genius loci, которому первые лицеисты поставили памятник в Царском Селе, не обитает ни в воссозданных фальсификатах, ни в памятниках, подвергнутых тотальной реставрации, – например, в нынешнем Летнем саду. Защиту подлинности и духа места призваны обеспечить международные акты, однако у нас, к сожалению, не принято им следовать».

Член президиума СПб ВООПИиК Сергей Васильев, комментируя ответ КГИОП, признает: «В компетентности и опыте Александра Леонтьева, петергофского архитектора-реставратора, никаких сомнений нет. При этом сомнения и вопросы не снимаются. Границы между реставрацией и реконструкцией – вещь спорная, тем более когда речь не о здании, а о крупном техническом комплексе. Чтобы вынести суждение о происходящем, нужна высокая компетенция. И это безобразие, что такие серьезные вопросы не выносятся на обсуждение Совета по наследию».

Разделяет возмущение новой практикой комитета не выносить на Совет проекты даже по столь значимым памятникам и другой член президиума СПб ВООПИиК, зампредседателя Совета Михаил Мильчик. Кроме того, эксперт обращает внимание, что КГИОП в своем ответе обошел вниманием как поставленные в обращении вопросы по Ропшинскому дворцу, так и настоятельную рекомендацию незамедлительно создать специальную комиссию (или рабочую группу в рамках Совета) для ознакомления со всей документацией по так называемой консервации дворца и реставрации петергофских фонтанов с выездом на место.

Из заключительного абзаца ответа Александра Леонтьева можно предположить, что в комитете сочли это предложение запоздалым: сообщается, что основные работы на фонтанах Петергофа уже выполнены, сейчас идут отделочные, которые должны быть завершены к 1 октября.

Хотя, как убежден Александр Кречмер, «в Петергоф для фиксации необходимо выехать срочно, до завершения отделочных работ, иначе реальные масштабы нового строительства могут остаться скрытыми!»

Добавочные миллионы

Тем временем, пока велась вся эта переписка, подвели итоги еще одного тендера, объявленного на «выполнение дополнительных работ» по реставрации каскада «Золотая гора». Доработку оценили в 31,6 млн рублей. Представляется, правда, несколько странным, что (как следует из конкурсной документации) только «в процессе реставрации каскада выявлено отсутствие плиты основания бассейна и центральной чаши». А проводились ли обязательные предшествующие работам на памятнике изыскания, включая археологические?

Также «при вскрытии конструкций лестниц каскада выявлена необходимость замены существующей ж/б плиты на новую, с устройством буронабивных свай».

Как следует из листа авторского надзора ООО «Профиль», по ходу дела потребовалась корректировка проектных решений «в связи с выявленными дополнительными сопутствующими работами».

В частности, «ввиду необходимости выполнения бетонных конструкций лестничных маршей по профилю лестницы с подготовкой мест для монтажа балюстрады, ступеней и бордюрного камня, предусматривается применение несъемного металлического каркаса лестничных маршей».

А «в связи с применением для устройства лестничных маршей несъемного металлического каркаса выявлена необходимость приведения существующих гранитных ступеней к единому размеру по толщине – подрезка на высоту 7–8 см». Для чего проектировщик рекомендует «произвести подрезку гранитных ступеней на высоту 7–8 см», при этом «общая площадь подрезаемой поверхности» составит 1094,31 кв. м.

Кроме того, «в связи с заменой основания чаши бассейна… и выявлением неучтенных основной сметой работ предусмотрена полная перекладка мозаичного пола центрального фрагмента чаши фонтана; после расчистки мраморных облицовочных элементов пола центрального фрагмента чаши от биологических загрязнений и их демонтажа выявлена необходимость замены части элементов на новые по причине наличия значительных утрат камня». Указанная площадь перекладки – 13,39 кв. м, площадь заменяемых фрагментов – 1,5 кв. м.

Также «в связи с невозможностью полноценной реставрации туфовой облицовки стенки верхней террасы на месте – выявлена необходимость полной разборки облицовки и блоков конструкции с последующим восстановлением» на площади 21,08 кв. м.

В общем, к изначальным 120,5 млн (контракт по итогам прошлогоднего конкурса на реставрацию каскада «Золотая гора» заключался с ООО «Феррумленд») потребовалась еще почти четверть этой суммы. Не считая ранее освоенных 2,5 млн на разработку проектно-сметной документации и 357 с хвостиком тысяч за авторский надзор и научно-техническое руководство выполнения работ (ООО «Профиль»). Отдельными лотами шли работы по реставрации мраморной и золоченой скульптуры каскада и партера перед ним (соответственно: 8,35 млн + «дополнительные работы» на 830,9 тыс.; 5,5 млн + «дополнительные работы» на 4,6 млн). Кстати, допработы по золоченой скульптуре – предполагающие «воссоздание методом копирования маскаронов и фигурной подставки-картуш» – по графику должны быть завершены к 30 октября сего года, что расходится с обозначенным в письме КГИОП финишированием всех работ на данном объекте до 1 октября.

Гидромолот в царстве Нептуна

До официально обозначенного срока окончания «реконструкции с элементами реставрации» фонтана «Нептун» и того дольше – 1 декабря 2015 г., реставрация его металлической скульптуры – 20 апреля 2016-го. И судьба этого объекта волнует специалистов не в меньшей мере. По «Нептуну» у независимых экспертов, членов Совета по наследию и ВООПИиК также нет никакой информации. Между тем речь идет об уникальной работе немецких мастеров XVII века. Созданные в Нюрнберге фигуры фонтана так и не были там установлены, а хранились на складе. В 1796-м основная их часть была куплена российским императором Павлом, в 1799-м их установили в Верхнем парке Петергофа. Во время Великой Отечественной все скульптуры демонтировали и вывезли в Германию, в 1947-м они были возвращены и вновь установлены на своих местах в Петергофе.

Контракт на реставрацию металлической скульптуры фонтана на сумму 10,59 млн руб. заключен с Научно-производственным и коммерческим предприятием ПИН.

Другой лот – «реконструкция с элементами реставрации пруда с фонтаном «Нептун» на сумму 98,4 млн руб. – достался ГУП «Ленводхоз». Судя по содержанию «ведомости объемов работ», роль собственно реставрации тут действительно эпизодическая. Первый план отводится масштабным строительным работам. Так, в части реконструкции стен чаши фонтана прописана «разбивка железобетонных конструкций экскаватором с гидромолотом с погрузкой в автомобили-самосвалы при толщине разбиваемого слоя свыше 1 м», «устройство бетонной подготовки – 100 куб. м бетона, бутобетона». Предусмотрена разборка лицевой части стен и цоколей бортов бассейна из известняка (мрамора) с заменой на выполненные из песчаника (гранита).

Михаил Мильчик, переходя от частного к общему, напоминает: «Главным признаком культурного наследия является его подлинность, которая определяется четырьмя параметрами: подлинностью материала, подлинностью мастерства исполнения, формой и контекстом, то есть окружением. Но сегодня мы в России переживаем кризис понятия «культурное наследие» и, как следствие, кризис реставрационной методики».

/Новая Газета/

 

https://www.high-endrolex.com/21