Обеспокоенный горожанин о том, как проходит реконструкция ВДНХ

https://www.high-endrolex.com/21

Разговоры о том, чтобы вернуть ВВЦ статус выставки и убрать оттуда все торговые точки, шли давно. В конце апреля у ВВЦ поменялось руководство, тогда же началось движение в преобразовании площадки: снесли ларьки, открылось отделение Политехнического музея, заговорили о будущей концепции и культурной программе. Писали, что ВВЦ передадут в ведомство департамента культуры, а для его главы Сергея Капкова территория станет даже более знаковым проектом, чем когда-то парк Горького.
После грандиозного сноса ларьков шум вокруг ВВЦ поутих, зато посыпались новости о том, что во время демонтажа «накладного» фасада отломали часть лепнины, асфальт кладут плохо, а растения уничтожают. По слухам, новому руководству разрешают управлять только концептуальной частью ВВЦ и его культурной программой, а ремонтными работами руководят департаменты культурного наследия и ЖКХ во главе с Петром Бирюковым. Интервью журналистам новые начальники ВВЦ не дают, мотивируя это тем, что проект передали под личный контроль мэра, поэтому и говорить может только он.
The Village решил разобраться, что сейчас происходит на ВДНХ, и пообщался с местным жителем, специалистом по истории выставки Федотом Пухловым:
Я никогда не работал на ВДНХ, но всегда интересовался Выставкой. Живу в этом районе с 1971 года, провёл тут всё детство и юность. Очень люблю это место: Ботанический сад, парк «Останкино», ВДНХ. Гуляю здесь, посещаю мероприятия, отдыхаю, провожу выходные.
Недавно власти решили облагородить ВДНХ, убрать весь «рынок», привести в порядок территорию. Сделать так (и сделать это максимально бережно), чтобы это историческое место могло не только приносить доход городу, но и чтобы людям было приятно, интересно и полезно проводить здесь досуг.
К сожалению, между тем, что декларировалось, и что происходит в реальности, огромная разница. Например, при обсуждении реконструкции павильонов гарантировали привлечение специалистов, взвешенный подход, внимательное изучение документов. Но пока вместо всего этого производится даже не ремонт, а абсолютно топорная «косметика», приводящая к новым утратам.
Недавно были буквально уничтожены фасады двух павильонов: в 1958 году «Поволжье» стало отраслевой «Радиоэлектроникой», именно тогда здание обрело новый оригинальный «накладной» фасад, абсолютно уникальный и очень интересный в архитектурном плане. Некоторое время назад было решено освободить павильоны от подобных конструкций, и был спешно начат зверский демонтаж. Рабочие действовали варварски, болгарками и ломами, в результате фасад «Радиоэлектроники» был изуродован, и теперь его вряд ли можно восстановить. Хотя, я абсолютно уверен, всё можно было сделать цивилизованным способом, без всякого аврала, установив широкие автономные леса и, главное, изучив документацию. Не брать нахрапом, а аккуратно снять панели фасада. Аналогичная история произошла с фасадом «Вычислительной техники», бывшей изначально павильоном Азербайджанской ССР.
Примечательно, что о проблеме сразу же начали трубить в блогах, в прессе и телеэфире. Но абсолютно безрезультатно. Мнение архитекторов, историков и общественности учтено не было, а руководство департамента культурного наследия случившееся не только не посчитало трагедией, но даже не поняло, из-за чего, собственно, весь сыр-бор.
Печальные вещи происходят и с ландшафтом Выставки. В 1930-50-х годах около каждого павильона высаживались определённые деревья и кустарники. Например, у павильона Армянской ССР — растения родом из Армении, у павильона Дальнего Востока — дальневосточные. И так далее.
А с началом нынешней кампании некоторые многолетники, а также деревья и кустарники, которые сохранялись с 1950-х годов и за которыми ухаживали целые поколения специалистов, в один момент были уничтожены. На их месте планировали развернуть рулонные газоны (сейчас, насколько мне известно, от этой идеи, к счастью, отказались) и высадить стандартные цветы — точно такие же, какие высаживаются в парках и скверах по всему городу.
Рубят уникальные рододендроны, губят кизильник, в районе «океанариума» изуверски выкорчевали великолепные кусты колесниковской сирени, несколько сортовых яблонь в Мичуринском саду лишили корневой системы. Примеров — десятки. К счастью, после возмущения общественности, ландшафт перестали «приводить в порядок».
Хотя ведь вполне можно было подойти к делу если не с душой, то хотя бы с умом. Изучить чертежи и фотографии павильонов (всё это сохранилось), пообщаться с экспертами и со специалистами, которые работают на Выставке и готовы всё рассказать, показать, объяснить. Вместо этого всё делалось словно «с чистого листа»: и теми, кто занимается зданиями и коммуникациями, и представителями департамента ЖКХ. Несомненно, они профессионалы. У них огромный опыт и старая закалка. И они всё делают по отработанной городской схеме, «как обычно». Но на Выставке нельзя как обычно. Тут надо с любовью.
При всём этом у нового руководства ВДНХ, Владимира Погребенко и Екатерины Проничевой, подход разумный и взвешенный, они, как мне кажется, искренне стараются во всё вникнуть, разобраться с проблемами, бережно относятся и к архитектурному ансамблю, и к удивительнейшим растениям на территории. Хотят взять всё лучшее, что было некогда на ВСХВ-ВДНХ, и добавить к этому современные подходы и технологии. Но им надо помогать, а не мешать. Иначе мы нашу Выставку будем возрождать ещё долго-долго.

https://www.high-endrolex.com/21