Кони и люди

https://www.high-endrolex.com/21

image004
Что может быть прекраснее Петергофа – этого русского Версаля, символа архитектурной роскоши и изящества, олицетворения величия Российской империи? Дворцы и храмы, фонтаны и парки, зверинцы и шутихи завлекают сюда миллионы туристов со всего мира: в солнечный летний день здесь не протолкнуться.
Однако мало кто знает, что к дворцовому музейному комплексу примыкает еще один исторический памятник, обозначенный в документах канцелярской формулировкой «Конюшни дворцовые». Возможно, даже увидев в списке достопримечательностей Петергофа это название, рядовой турист не отметит его галочкой и специально смотреть его не пойдет – действительно, что интересного может быть в конюшнях? Тем не менее, еще сто лет назад императорские конюшни были одним из самых впечатляющих сооружений монаршей резиденции в Петергофе и до сих пор остаются самым масштабным ее объектом, образуя целый квартал, огороженный высокой каменной стеной с девятью массивными башнями.
Для горожанина – квартал, а для художника – грандиозный архитектурный ансамбль, и для конника – сложнейший инфраструктурный комплекс. Построенные в середине девятнадцатого века по личному заказу и под личным контролем императора Николая Павловича, конюшни стали высшим достижением выдающегося архитектора Николая Бенуа. В них есть что-то сказочное, ведь архитектор выполнил их в готической стилистике, столь редкой в русской архитектуре и оттого особенно ценимой. Влюбленный в Англию, Бенуа представил конюшни в виде огромного средневекового замка – с соответствующими фасадами и интерьерами.

Наверное, это самые красивые конюшни в истории, но важно помнить, что функционально это прежде всего – хозяйственный объект. Содержание, подготовка и показ большого количества лошадей – дело невероятно сложное, требующее тончайшего специального знания. До мельчайших деталей были продуманы все аспекты лошадиного быта – питания, лечения, отдыха, тренировок, очистки и многого другого. Бенуа привнес многие новаторские инженерные решения: дворец для лошадей должен был стать не только самым помпезным, но и самым практичным и комфортным сооружением подобного рода. И совсем не случайно, что именно в этих конюшнях с их впечатляющим манежем, имеющим, кстати, царскую ложу, возникла русская школа верховой езды – одно из наиболее зрелищных и благородных явлений в мире спорта.

После революции большевики разорили царский дворцовый комплекс. Конюшни перестали использоваться по назначению. Время от времени там размещались то склады, то больницы, то квартиры. В семидесятые годы недалеко от конюшен был обнаружен источник минеральной воды, и было решено открыть водолечебный санаторий под небанальным названием «Петродворец»: там, где прежде содержали лошадей, теперь стали содержать людей. Худо-бедно санаторий дожил до лихих девяностых, когда его успешно приватизировали. Здания же конюшен, будучи под охраной государства, были переданы в оперативное управление Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК).
В 2002 году конюшни были сданы в аренду приватизированному санаторию сроком на 49 лет. Правда, у владельцев санатория дела как будто пошли неважно. Денег на полноценную оплату аренды не нашлось, и после того как санаторий оказался должен государству десятки миллионов, он прошел процедуру банкротства. Одновременно же с этим через дорогу от конюшен вырос новый особняк. Местные жители спорят: то ли это собственный дом бывшего руководства санатория, то ли новый частный санаторий, прихвативший источник с минеральной водой. Возможно, все это не более чем досужие разговоры, но ведь сколько интересного мы знаем из истории российских банкротств. Вот что удалось разглядеть за высоким забором.

Тем временем, пока собственник объекта – государство в лице агентства АУИПИК – разрабатывает проект реставрации и приспособления зданий конюшен, всерьез пострадавших за годы работы санатория, кто-то организует медийный шум вокруг исторического памятника, используя при этом – кого бы вы думали? – коммунистов! Стали раздаваться крики: «Не отдадим санаторий! Отстоим! Хотим лечиться!» Активисты КПРФ принялись писать письма в разные инстанции с требованием вернуть санаторий трудящимся. Подключили мэра Полтавченко и своего лидера Зюганова. Официальные разъяснения профильных ведомств о том, что объекты культурного наследия – особый вид недвижимости со строгим регламентом управления и эксплуатации, не останавливают коммунистов, настойчиво стремящихся вернуть больных людей в бывшие стойла.
Что ж, один раз санаторий уже располагался в этих помещениях, и мы знаем, чем это кончилось. Можно провести небольшую экскурсию, чтобы своими глазами увидеть, во что все это обычно превращается. Конечно, готические профили и в неухоженном состоянии производят большое впечатление: слава Богу, ни немецким бомбардировщикам, разрушившим столь многое в Петергофе, ни санаторию «Петродворец» не удалось сравнять с землей стены и башни. Но заглянем внутрь – в самое сердце санатория, в водолечебницу.

Сразу попадаем в комнату отдыха. Здесь можно пообщаться с врачами и обслуживающим персоналом, подготовиться к принятию целительных ванн.

А вот и сами целительные ванны. Полежишь в них часок-другой – и наполняешься живительной силой, чувствуешь себя молодым и здоровым.

Санаторий специализируется на желудочных расстройствах, поэтому так важно здесь правильно питаться. После целительных ванн можно пройти в столовую. В пищеблоке готовится самая здоровая диетическая пища: первое, второе и компот, от души сваренный на целебной минеральной воде.

Кстати, водолечебный принцип царит и на кухне. Мясо здесь тоже принимает целительные ванны. В здоровом теле здоровый дух – по мысли древних.

На самом деле, хочется оставить саркастический тон. Здесь больше грусти, чем веселья. Конечно, призывы возродить в конюшнях санаторий кажутся абсурдными. Это значит в очередной раз разрушить архитектурный и инженерный объект редкой ценности и целостности, в котором все было выстроено ради единой прикладной задачи – и это отнюдь не лечение желудков, а выращивание высокой культуры верховой езды, которая, к слову, сейчас переживает новый бум. Собственно, никто не мешает богатой коммунистической партии построить себе новый современный лечебный комплекс возле того самого минерального источника, который находится вовсе не в стенах конюшен, а на некотором расстоянии.

Вообще, во всей этой истории есть серьезное моральное измерение. Пусть это прозвучит банально, но и банальности порой надо напоминать, ведь они, как правило, истинны. Нельзя держать санаторий в антисанитарных условиях. Нельзя лечить людей там, где должны жить животные. Каждый должен заниматься своим делом, и все должно быть на своем месте. По мысли древних.

Андрей Сергеев

https://www.high-endrolex.com/21