11 июня прошла пресс-конференция, посвященная 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая состоялась в Государственный центр современного искусства (ГЦСИ).
Открыл пресс-конференцию Михаил Миндлин, генеральный директор Государственного центра современного искусства. Свое выступление он начал, отметив что в рамках Биеннале появилось 5000 квадратных метров для проведения периодических выставок, проектов, биеннале современного искусства. «Надеюсь, что в будущем мы сможем показать уральскую биеннале не только в регионе, но представить ее в Москве на площадке Государственного Центра Современного Искусства. Площадка проведения бменнале дала новые возможности региональным центрам быть представленными в Москве и стать узнаваемыми на международных площадках»,-говорит Михаил Миндлин.
Дальше дискуссию продолжила модератор пресс-конференции и директор Уральского филиала ГЦСИ, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства, Алиса Прудникова: «Сейчас, за 3 месяца до начала работы Биеннале, многие вещи все еще остаются на стадии подготовки. И сейчас я хочу представить тему Биеннале, которую мы готовим, поговорить о художниках, которые примут в ней участие и их концепциях. На 1 и 2 Биеннале мы говорили об индустриализации, о возможностях и силе искусства менять действительность. У нас случился трехгодовой перерыв, эта Биеннале должна была состояться в 2014 году, но этого не случилось по ряду организационных причин, поэтому она состоится в 2015 году и ее масштаб огромен. В этот раз ключевым термином стала «мобилизация», под которой мы подразумеваем потребность к изменениям и способность изменяться». По словам спикера, художников, которые участвуют в Биеннале, пригласят в совместное путешествие по Свердловской области, им покажут 10 городов и различные заводы, где, например производили мотоциклы «Урал», фарфор и многое другое. Алиса Прудникова: «Основной проект 3-ей Уральской индустриальной Биеннале современного искусства будет представлен в пространстве 10-этажной нефункционирующей гостиницы «Исеть». Спикер рассказала о проектах на прошлых Биеннале, в этом году так же будет представлен один театральный проект. Это снова балет, который создает целая команда профессионалов. «По сетке программы Биеннале получилось, что каждый день в среднем будет по 3 события, программа будет очень большая и насыщенная»,-подытожила Алиса Прудникова.
Далее модератор конференции представил следующего спикера, Олега Рыжкова руководителя Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК): «Хочу передать слово человеку, благодарностью которому стоило начать нашу пресс-конференцию, потому что именно благодаря Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры Уральская биеннале состоится в гостинице «Исеть», который является объектом культурного наследия АУИПИК».
Олег Рыжков: «Мы горды, что одно из зданий Агентства было выбрано для проведения мероприятия мирового масштаба. Гостиница «Исеть» была построена в рамках создания жилого района, при постройке использовались не очень качественные материалы, поэтому перед нами сейчас стоит очень непростая задача сохранения этого здания. В гостинице сложная внутренняя планировка, нет больших просторных помещений, поэтому мы в поисках нового смысла для этого здания. Думаю, проведение Биеннале подарит новую жизнь этому зданию».
Михаил Миндлин прокомментировал выступления предыдущих спикеров: » Мне кажется, что это не так плохо, что у здания такая планировка. У каждого художника будет свое отдельное пространство и это очень даже здорово».
Далее модератор передал слово Бильяне Чирич, куратору основного проекта 3-й Уральской Индустриальной биеннале современного искусства. «Сегодня людям важно оставаться мобилизованными в рамках современного искусства. Основная исследовательская проблематика Биеннале – определить специфику современных мобилизационных сценариев, возможность пересмотра концептуального аппарата и какова в ситуации мобилизационной подвижности роль культуры, критического мышления и современного искусства. Программа сопровождается исследованием применения опыта авангардной архитектуры в современности. Биеннале является процессом в рамках которого проходят исследования. Их цель — призвать к самоанализу, поразмышлять о роли художника внутри социального контекста»,-сказала Бильяна Чирич
Выступил Икуан Ванг, художник и участник основного проекта 3-й Биеннале. Он сказал о том, что разрабатывая концепцию для Биеннале, сложно показать все в контексте гостиницы, так как взаимопонимание между производством и искусством изменилось. По его мнению, сейчас важным является определить роль искусства и художника, ведь это очень сложно сделать в современном контексте.
В конце пресс-конференции из зала было задано несколько вопросов:
-Каков бюджет Биеннале?
Ответила Алиса Прудникова: «От Министерства культуры РФ мы получили 8 млн.рублей, от администрации Екатеринбурга — 5 млн.рублей и от администрации Свердловской области 5 млн.рублей». Также Олег Рыжков добавил: «В свою очередь АУИПИК предоставляет площадку для проведения Биеннале абсолютно бесплатно».
-В процентном соотношении сколько будет российских художников, а сколько иностранных?
Алиса Прудникова: «Пока что сложно сказать в процентном соотношении, так как в течение месяца будет утверждаться список художников. Скорее всего российских художников будет значительно меньше.
-Помимо людей из художественной среды и гостей, насколько Биеннале будет ориентировано на жителей Екатеринбурга?
Алиса Прудникова: «Аудитория Екатеринбурга это та часть Биеннале, о которой мы переживаем больше всего. Так как Екатеринбургский зритель был немного шокирован первой Биеннале, ведь он был не подготовлен для нее. Поэтому сейчас перед нами стоит задача доказать некую легитимность Биеннале зрителям города». Бильяна Чирич добавила: «Экспонаты, которые будут представлены с одной стороны специфичны, но большая часть из них предназначена и для широкой публики».