X
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я выражаю согласие на обработку своих персональных данных администрацией ресурса http://auipik.ru/ без оговорок и ограничений, совершение с моими персональными данными действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждаю, что, давая такое согласие, действую свободно, по своей воле и в своих интересах.

Согласие на обработку персональных данных дается мной в целях получения услуг, оказываемых ресурсом http://auipik.ru
    Перечень персональных данных, на обработку которых предоставляется согласие:
  • Фамилия
  • Имя
  • Отчество
  • место пребывания (город, область)
  • номера телефонов
  • адреса электронной почты (E-mail)
  • а также иные полученные от меня персональные данные.
    Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий:
  • сбор
  • систематизация
  • накопление
  • хранение
  • уточнение (обновление или изменение)
  • использование
  • обезличивание
  • блокирование
  • уничтожение
  • а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.


Обработка данных может осуществляться как с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке). При обработке персональных данных администрация ресурса http://auipik.ru не ограничено в применении способов их обработки.
Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости администрация ресурса http://auipik.ru/ является правообладателем всех фото и видеоматериалов полученных в процессе проведения мероприятия и вправе предоставлять мои персональные данные третьим лицам исключительно в целях оказания услуг технической поддержки, а также (в обезличенном виде) в статистических, маркетинговых и иных научных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия.
Данное согласие действует до даты его отзыва путем направления, подписанного мною соответствующего письменного заявления, которое может быть направлено мной в адрес администрации ресурса http://auipik.ru по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручено лично под расписку надлежаще уполномоченному представителю ресурса http://auipik.ru
В случае получения моего письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных, администрация ресурса http://auipik.ru обязана прекратить их обработку и исключить персональные данные из базы данных, в том числе электронной, за исключением сведений о фамилии, имени, отчества.
Я осознаю, что проставление отметки «V» в поле слева от фразы «Принимаю условия «Соглашения на обработку персональных данных» на сайте http://auipik.ru выше текста настоящего Соглашения означает мое согласие с условиями, описанными в нём.

Новости

Обзор материалов СМИ (за период: 27.11.2017 – 04.12.2017 г.)

04.12.2017
#

Эксперты выступили против покраски монолитного "Рашпиля" на проспекте Ленина; Южноуральский бизнесмен вложился в купеческий особняк XIX века и открыл в нём хостел; В Новой Ладоге реставрируют здание историко-краеведческого музея; Церковь в Мелётове получает шанс на спасение; Музей Щусева представил работы...

В Сирии пострадали шесть объектов всемирного наследия ЮНЕСКО

Как пояснила гендиректор ООН по вопросам образования, науки и культуры Одре Азуле, «до основания разрушен» древний город Алеппо

Все шесть объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, находящиеся на территории Сирии, серьезно пострадали в результате боевых действий и от рук террористов, а древний город Алеппо «разрушен до основания». Об этом сообщила в четверг генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Одре Азуле на заседании Совета Безопасности (СБ).

«Все шесть объектов всемирного наследия в Сирии серьезно пострадали, включая Пальмиру, а легендарный город Алеппо — один из старейших городов мира — разрушен до основания», — сказала Азуле. В список всемирного наследия ЮНЕСКО включены шесть объектов на территории Сирии: исторический центр Дамаска, старый город в Басре, археологические памятники Пальмиры, старый город в Алеппо, замки Крак де Шевалье и Калъат-Салах-ад-Дин (крепость Саладина), а также руины Северной Сирии, насчитывающие около 40 поселений, датируемых I-VII веками.

По словам Одре Азуле, перечень ЮНЕСКО насчитывает 82 памятников архитектуры и культуры на территории арабских стран, из которых 17 включены в «список объектов всемирного наследия, находящегося под угрозой из-за вооруженных конфликтов». Она также отметила, что в Ираке за время конфликта были повреждены более 100 ценнейших с точки зрения культуры и истории памятников.

СБ ООН провел в четверг заседание по вопросу защиты культурного наследия в условиях вооруженных конфликтов. На встрече обсуждался ход выполнения принятой в марте резолюции 2347, нацеленной на борьбу с разрушением исторических памятников, а также пресечение незаконной торговли предметами, представляющими культурную ценность. Как сообщила гендиректор ЮНЕСКО, за короткое время, прошедшее с момента принятия документа, 29 государств предоставили информацию о принятых ими мерах по защите культурного наследия и по активизации международного сотрудничества в этой области.

По ее словам, Российская Федерация, Япония, Франция и Словакия сообщили об усовершенствовании национальных систем регистрации украденных артефактов. Она также обратила внимание на то, что в России и Канаде сотрудники таможни проходят специальное обучение для ознакомления с «особенностями импорта и экспорта [объектов] культурного достояния». ЮНЕСКО в свою очередь осуществила миссии в сирийскую Пальмиру, иракский Мосул и другие города, пострадавшие в ходе конфликтов в регионе, а также наладила сотрудничество с миротворческой миссией в Мали. В то же время Азуле отметила, что этих шагов недостаточно, и международному сообществу необходимо сделать больше для того, чтобы сохранить культурное достояние для последующих поколений.

Санкции за сделки с террористами и разминирование

Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя на заседании Совбеза призвал подвести под санкции лица и организации, которые торгуют с террористами предметами культурной ценности, вывезенными из Ирака и Сирии. Он напомнил, что это предусмотрено принятой в марте резолюцией 2347.

По его словам, террористы «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ организация) и связанные с ними преступники «используют все имеющиеся лазейки для пересылки культурных ценностей за рубеж».

Дипломат подчеркнул, что приоритетное значение имеет разминирование объектов культурного значения, в первую очередь в Сирии. Он сообщил, что российские военные вносят огромный вклад в эту работу. «Только в Пальмире очищено более 2 тыс. га территории, при этом обнаружено и обезврежено свыше 24 тыс. взрывоопасных предметов», — добавил он.

Небензя заявил, что Россия готова «активно делиться своим опытом защиты культурных ценностей от террористов». «Убеждены в том, что борьба с варварскими попытками террористов уничтожить память о древнейшей цивилизации является общей исторической задачей международного сообщества», — указал он.

Наращивание сотрудничества

В свою очередь генеральный директор Управления по наркотикам и преступности ООН (УНП) Юрий Федотов на заседании призвал страны не праздновать победу над террористами из ИГ в Ираке и Сирии, а сосредоточиться на усилиях по защите культурного достояния.

«Мы приветствуем известия о том, группы, подобные ИГ, теряют контроль над территорией, но мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы лучше защитить уязвимое культурное достояние в различных зонах конфликтов, а также принять долгосрочные меры, чтобы не позволить террористам и преступникам извлекать выгоду от контрабанды. Только таким образом мы защитим ценное культурное наследие и не дадим ему навсегда исчезнуть», — подчеркнул Федотов.

Он призвал страны «активизировать международное сотрудничество в проведении расследований, уголовном преследовании и судебных разбирательствах по делам, связанным с контрабандой культурного достояния». Глава УНП сделал большой упор на необходимости обмена информацией и мерах, принимаемых на национальном уровне, а также на важность подключения частного сектора и общественных организаций к борьбе с незаконным оборотом артефактов. По его словам, музеи, аукционные дома и торговцы антиквариатом должны уделять «пристальное внимание» происхождению предметов культуры перед тем, как приобретать их, а государство должно помогать им в этом.

Источник: ТАСС

Эксперты выступили против покраски монолитного «Рашпиля» на проспекте Ленина

В Самаре в рамках программы капремонта приводят в порядок фасад 20-этажного жилого дома на углу проспекта Ленина и улицы Осипенко. Согласно колерному паспорту, объект должны покрасить в серый цвет. Против цветового решения выступает группа молодых людей. Активисты предлагают сделать здание цветным. Корреспондент Волга Ньюс спросил у экспертов, почему монолитный дом нельзя красить, а тем более менять его цветовое решение.

Поначалу к инициативе юных активистов, участвующих в различных молодежных объединениях, никто не отнесся серьезно, идея раскрасить дом в яркие цвета профессиональному сообществу показалось анекдотичной. Тем более что здание начали красить в серый, колер был согласован архитектором района Сергеем Хандогиным и управлением главного архитектора. Смех смехом, но работы по покраске были остановлены, а в областном министерстве энергетики и ЖКХ, которое курирует капремонт фасада, стали на полном серьезе обсуждать «дизайнерские решения» активистов, идею нанесения на фасад изображения космонавта и прочий «креатив». Коллеги из других СМИ решили показать всю абсурдность этих предложений, выложив в Интернете различные варианты цветового решения так называемого «Дома-рашпиля», например, раскрасив его в цвета радуги, под сине-белую гжель или в духе настенного советского ковра. Не помогло. В министерстве энергетики и ЖКХ нам сообщили, что решение о нанесении на фасад «граффити» с космонавтом будет решаться весной (может, даже будет объявлен конкурс).

У экспертов по этому поводу единое мнение: красить «Рашпиль» на проспекте Ленина, а тем более в цвет, отличный от бетонного, не нужно. Поскольку это совсем не очевидно для многих самарцев, мы попросили специалистов прокомментировать ситуацию, возникшую с самарским «Рашпилем», и рассказать о ценности архитектуры брутализма.

Виталий Стадников, экс-главный архитектор Самары, доцент Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ:

— Не знаю, чем вызвана инициатива «улучшить» Рашпиль — мещанским желанием заслонить срамное или жаждой троллинга. Во всяком случае, понятно, что заигрывание с обывательским непониманием брутализма, конструктивизма, как и прочей назидательной архитектуры, всегда привлекает внимание. Рашпиль (а я предпочитаю это имя, соответствующее грубой сущности) — это, конечно же, плевок в убогий обывательский уют. Он передает своим видом: архитектура — искусство, а искусство — свобода самовыражения. Проблема архитектуры — в том, что она, в отличие от прочих искусств, не может не соприкасаться с неподготовленными потребителями. Если от скульптуры можно отвернуться, а музыку не слушать, то Рашпиль будет мозолить глаза тому, кто привык к жвачке массовой культуры потребления.

Конечно, «Рашпиль» безразличен к окружению, ему плевать на обязанность быть дружелюбным или формировать комфортную городскую среду. Он вообще не про это!
Как и весь брутализм, он не про эстетику, а про этику: товарищ — ищи храм в себе, а не дрыгайся, как тварь дрожащая, в поиске мирских услад.

Конечно, такая назидательность возмущает. Поэтому брутализм больше всего гонений получил в мещанских странах. Комплекс Hutchesontown основоположника английского брутализма Базеля Спенса был снесен в Глазго в 1990-е. В 2003 году бруталистский комплекс Барбикан был признан уродливейшим зданием Лондона по опросу жителей. Много лет шло обсуждение о сносе иконы брутализма — дома Robin Hood Gardens супругов Смитсонов, тончайшего произведения стиля.

И что же? Прошло 14 лет. Барбикан — культовейшее место Лондона с супердорогой недвижимостью. И это квартиры малых размеров и похожих планировок с низкой высотой потолка, под стать рашпилевским. Почему никто не хотел раньше, а теперь это модно? Потому что была популяризаторская кампания, был реанимирован культурный центр и другие блага.

Брутализм — это архитектура, а не строительство. А архитектура продуцирует смыслы, образы жизни, поведения. И это, как ни цинично, капитализируется. Что и произошло с Барбиканом, который стали реставрировать, а не облицовывать и утеплять.

Так не пора ли задуматься об огромном неисчерпанном и не объясненном потенциале смыслов, которые заложены в Рашпиле, но неочевидны до сих пор? Ведь так было и с Фабрикой-кухней, которую упорно называли «сараем» или «баней», которую надо снести, пока не была начата просветительская работа, давшая общественный резонанс.

Эдуард Кубенский, архитектор, директор и главный редактор екатеринбургского издательства TATLIN:

— Отчасти советский модернизм — это последняя эпоха памятников. Мы сами отказываемся от того, чтобы современная архитектура когда-то могла бы стать культурным наследием. Архитектура перестает быть искусством, она становится оболочкой для жизни.

Николай Васильев, историк архитектуры, кандидат искусствоведения, генеральный секретарь DOCOMOMO Россия:

— Цвет здания — неотъемлемая часть архитектурного замысла, как и план, фасады, силуэт и фактура поверхностей (ограждений балконов, столярных изделий окон и дверей). С другой стороны, многие здания являются частью ансамбля — застройки улицы, квартала, площади, садово-паркового… здесь цвет — уже не прерогатива одной постройки и автора, а всего замысла, часто коллективного. С третьей — стиль и мода определенной эпохи также диктует свои правила, бирюзовый барочного Зимнего Дворца сегодня, к сожалению, мало напоминает изначальный золотой, а белый Успенского собора в Кремле — изначальный интенсивный кирпично-красный с белокаменными деталями. Архитектура второй половины XX века также имела свои правила и обычаи. Для модернизма Ле Корбюзье и Оскара Нимейера это гладкие белые поверхности, для рабочих поселков, построенных Бруно Таутом в Берлине и Франкфурте, — яркие спектральные цвета, для Амстердамской школы — красный и коричневый кирпич, а для архитектуры брутализма, также придуманной Ле Корбюзье, это цвет и фактура необработанного бетона — серого, со следами опалубки и монтажных швов. Яркий цвет предполагался только для некоторых деталей и акцентов, таких как ниши окон.

В нашу страну брутализм приходит в 1970-е годы, и на волне упрощенчества и типизации постройки Меерсона, Белопольского, Чернявского, Белоконя и других архитекторов выглядят очень выразительными за счет монументальных форм и нейтрального серого цвета. К сожалению, многие здания этой эпохи, такие как «дом-сороконожка» и «дом атомщиков» в Москве, были в недавние годы покрашены в белый цвет, а такие, как «флейта» в Зеленограде, обшиты новым вентилируемым фасадом.

Многоэтажный жилой дом, построенный в Самаре по проекту Александра Белоконя в 1987 году в серии подобных домов по всему СССР также был серым, серым и стоит его оставить, что не исключает, конечно, ремонта стен, парапетов балконов и других элементов. Важнее было бы привести в порядок остекление балконов, выполнив его в едином стиле, с тонкими, «невидимыми» профилями рам. Для Самары сохранение первоначального облика этого дома важно и потому, что «космический модернизм Куйбышева», наряду с архитектурой стиля модерн и конструктивизмом, остается одной визитных карточек архитектуры города.

Олег Федоров, архитектор, соавтор книг «Космический Куйбышев. Архитектура советского модернизма» и «81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре»:

— Александр Белоконь построил, на самом деле, два дома на проспекте Ленина: один — знаменитейший «Рашпиль» на Осипенко, а второй — так называемую «Тольяттинскую серию» — на конце проспекта Ленина, около Ракеты.

Дом около Ракеты — элегантный, такой же, как и «Рашпиль», но и нет: он не нов, построен из типовых индустриальных панелей, навешанных на каркас, эта схема была отработана всей советской строительной индустрией — в нем нет новаторства. Белоконь на нем учился деликатности — готовился сделать трюк. «Рашпиль» — и есть мастерский трюк Белоконя! Вот почему он уникален:

  1. Дом имеет уникальную систему возведения: метод скользящей опалубки. Иными словами, он полностью монолитный, с первого по двадцатый этаж. Единственное, что навешивали сверху, — это панели ограждения балконов.
  2. Дом не имеет цвета. Очень ошибочно считать, что он серый. Нет, он не серый, он — БЕТОННЫЙ. Кристально чистое решение без намека на эстетику — только материал и то, как он выглядит.
  3. Благодаря своей конструкции Белоконь реализовал великолепный по своей геометрии фасад. Ритм балконов и их компоновка.
  4. Белоконь намеренно поставил дом узким, а не широким торцом к самым прекрасным видам — на Волгу. Почему? Да потому, что дом этот никак не должен реагировать на контекст: ставь его в чистом поле, строй «Рашпили» в Куйбышеве, Уфе, в исторической среде или в тени реликтовых дубов Петергофа — неважно. Этот дом и есть контекст, именно в том виде, в котором он воздвигнут. Это чистый укол эндорфина во всей архитектуре жилища Куйбышева за все советское время. Не было и не будет дома круче и именно в таком виде.

Чтобы я порекомендовал всем, кто хочет его перекрасить: а возникает у вас желание подрисовать что-то у картин Гогена или Пурыгина? Не кажется вам, что «Гернику» 1937 года Пабло Пикассо стоит разукрасить? Так вот, «Рашпиль» в том виде, в котором он есть сейчас, и произведения искусства, которые я описал выше — равнозначны. У дома нет и не может быть цвета — он БЕТОННЫЙ!

Денис Ромодин, историк архитектуры, создатель и автор первого в России интернет-проекта о советской архитектуре «СовАрх.ру»:

— Советская архитектура в монолитной железобетонной форме представлена крайне скудно ввиду того, что в 1950-1990-х годах было развито и широко применялось индустриальное домостроение, а индивидуальные проекты традиционно строились с применением кирпичных стен. Еще в 1950-е годы архитекторы стали понимать фактуру необлицованного бетона и использовать ее в экстерьере сооружений. Сейчас эта мода вновь популярна, и ее начали использовать и российские архитекторы. Здания архитектора Белоконя в 1970-80-е годы были передовыми и предвосхитили современную отечественную архитектуру жилых зданий. Самара — город, в котором появилось такое сооружение и сохранило такую фактуру, войдя в учебники современной архитектуры и в список «нехрестоматийных» достопримечательностей города.

Виталий Самогоров, кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой архитектуры АСА СамГТУ, автор книг по истории архитектуры Самары и Куйбышева:

— Каждому этапу архитектуры соответствуют определенные технологии и архитектурные приемы. Есть такой всемирно известный архитектор — Тадао Андо, который начал применять технику необработанного бетона со следами опалубки. Ею увлеклись архитекторы по всему миру, есть целое направление. Проектируются здания со следами опалубки, и никому не приходит в голову их красить. То же самое и с нашей белоконевской высоткой. Она была запроектирована под технологию бетона, и я не думаю, что в советские времена не было краски, чтобы ее покрасить. Это была концепция, архитектурный прием.

Было такое направление — советский брутализм. В этом смысле сейчас красить все подряд, не понимая сути вопроса — просто глупо. То, что у нас весь город сейчас красится десятью кадушками краски — абсолютно неправильно, потому что каждое время было основано на определенных приемах, которые соответствовали социальным и экономическим условиям, то есть отражали конкретные реалии. Высотку Белоконя не надо красить. Ее надо отреставрировать с применением бруталистских технологических приемов и средств. Лучше почистить ее пескоструйным аппаратом. Я бы и не стал здесь ничего обсуждать, особенно с покраской. Как самый компромиссный вариант — покрасить здание в цвет бетона.

Дмитрий Храмов, архитектор, руководитель мастерской урбанистики «Артполис»:

— Другого такого памятника необрутализма в Самаре больше нет. Работа с такой фактурой не особо у кого получалась, особенно в жилищном строительстве. Брутализм — это стиль на грани архитектуры и скульптуры. Качество брутализма проявляется в игре фактуры, так что мы можем говорить об этом объекте как о скульптуре. В конце концов, этот дом все равно будет памятником, лет через 10 его признают. Ведь это — единичное жилье, не массовое, и очень важно, чтобы мы его сохранили. «Рашпиль» — доминанта. Если ее «растворить» или сделать белой, мы потеряем ощущение проспекта Ленина, ощущение этого места. Белый объект будет тоже скульптурным, но он потеряет грубость. Стремление сделать белую форму — это всегда попытка проявить ее пластичность, а здесь не пластика, здесь брутальная структура, она может проявиться только в бетоне. Я люблю цвет, достаточно активно с ним работаю в своих объектах, но здесь у меня рука бы не поднялась его применить.

Источник: сетевое издание Информационный портал «Волга Ньюс»

Музей Щусева представил работы советских архитекторов-авангардистов

Как рождался новый стиль в архитектуре, и какие здания могли появиться в Москве в первые годы после революции? Об этом расскажет выставка, которая открылась в музее имени Щусева. Там представлены работы выдающихся авангардистов 20-30-х годов — графика, макеты, фотографии и архивные документы. Многие из этих экспонатов зрители увидят впервые.

Выставка начинается с зала, посвященного Ивану Леонидову — гуру авангарда советской архитектуры. На стенах его чертежи, а в центре зала — его дипломная работа: макет Института имени Ленина. Если бы в 1927 году проект утвердили, на месте сталинской высотки на Воробьёвых горах был бы студенческий городок.

Иван Леонидов спроектировал десятки зданий, но ни одного так и не построили. Первые советские небоскребы, спроектированные пионером советского авангардизма, тогда не оценили.

«Современники не оценили этот проект — они считали, что он и формалистичный, и утопичный. Да, он был утопичный — этот проект опередил свое время», — рассказывает заместитель директора по научной работе Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Ирина Чепкунова.

Предшественника «Москва-Сити» Леонидов планировал поставить напротив Кремля вместо ГУМа. На Красной площади в то время хотели разместить здание Наркомтяжпрома — это уже проект министерства промышленности от братьев Весниных в стиле горно-обогатительного комбината.

«У меня есть смутное подозрение, что советские архитекторы эпохи авангарда проектировали эти огромные сооружения в надежде, что они никогда не будут реализованы», — говорит директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачёва.

— А зачем тогда?

— Главное — процесс!

Процесс пошел, когда макет клуба, выполненный в авангардном стиле, поразил мировую общественность. 1925 год — золото международной выставки современных декоративных и промышленных искусств. Париж рукоплещет.

— Восхитило, что новое советское государство предлагает новый стиль, новую архитектуру.

Авангард — это смешивание стилей, революция в строительстве. Его сравнивали с эпохой Возрождения, несмотря на все причудливые формы зданий, которые он порождал.

«Когда обычные люди говорят — авангард это некрасиво, колонок нет, — мало кто учитывает социокультурную составляющую этой эпохи и этой архитектуры», — объясняет Елизавета Лихачёва.

Это было новое советское жилье. В основе — конструктивизм, стиль без излишеств. Рабочие клубы — например, Дворец культуры ЗИЛа в Москве, — жилищные комбинаты, фабрики-кухни, дома-коммуны. В эпоху авангарда строили целыми районами со всей инфраструктурой: универмаг Мосторга на Красной Пресне в столице, многоквартирный Дом Наркомфина на Новинском бульваре, уникальный Дом Мельникова. Жилые помещения, кстати, проектировали с заботой о здоровье будущих квартирантов.

«В то время, кстати, очень важным пунктом была борьбы с туберкулезом, а это значит — сквозное проветривание. В ней не нужно искусственное кондиционирование, в ней все происходит естественным образом», — говорит исполнительный директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Павел Кузнецов.

Выставка «АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции» раскинулась на семь залов и будет работать до 1 апреля следующего года. На открытии — аншлаг. Впечатления у первых посетителей противоречивые.

— Пугают — особенно в исторической застройке вокруг Кремля.

— Некоторые такие проекты удивляют, не видела ничего похожего.

— Мне нравится, я вообще очень люблю конструктивизм. И вообще, все, что связано с периодом 20-30-х — это было круто.

В одном и посетители, и эксперты сходятся: авангард начала прошлого века не стареет. В наше время стали строить с оглядкой на некогда вызывающий стиль в архитектуре.

Текст: «Вести-Москва»

Источник: «Вести» интернет-газета» («VESTI.RU»)

Незаконные работы в доходном доме Кудрявцева приостановлены — Мосгорнаследие

Незаконные строительные работы в старинной усадьбе купца Кудрявцева приостановлены, сообщила в четверг пресс-служба Мосгорнаследия.

Как уточняется, речь идет об объекте культурного наследия «Доходное владение купца Я.Т. Кудрявцева, 2-я половина XIX века» по адресу: Новокузнецкая ул., д. 42, стр.1. Ведомство обязало арендатора прекратить работы в памятнике гражданской архитектуры XIX века по результатам проверки обращения на «горячую линию».

«Работы в здании доходного дома купца Кудрявцева после выдачи предписания арендатору были прекращены. Владельцу объекта также в установленном порядке было направлено аналогичное предписание», — приводятся в сообщении слова руководителя департамента культурного наследия Алексея Емельянова.

Как отмечается, в настоящий момент департамент проводит работу по возбуждению административного дела о нарушении законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

Источник: Интерфакс Недвижимость

Императорский путевой дворец открыли в Твери после реставрации

Открывала архитектурный памятник спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в четверг открыла императорский путевой дворец в Твери после реставрации.

«Я рада, что у меня есть возможность присутствовать на открытие дворца. Это событие не только для области, но и для всей России. Несмотря на экономические и финансовые трудности, на санкции, мы восстанавливаем наше культурное наследие», — сказала Матвиенко на церемонии открытия.

Она добавила, что крайне важно, что россияне не забывают свою историю, что возвращаются к своим истокам и традициям. «Собранная коллекция искусства позволила уже к концу XIX века создать здесь музей, в начале XX века дворец сильно пострадал, большая часть коллекции была утрачена. Во время Великой Отечественной войны дворец также сильно пострадал и был варварски разрушен гитлеровскими войсками. Однако, несмотря ни на что, этот памятник архитектуры вновь возродился», — отметила Матвиенко.

Глава Тверской области Игорь Руденя добавил, что неоднократно в стенах дворца принимались важные решения, которые «влияли на судьбу страны». «Рядом с ним возрождается Спасо-Преображенский собор, который является нашим духовным символом», — сказал он.

Тверской императорский дворец был построен в 1764-1777 годах в стиле барокко для императрицы Екатерины II по проекту архитектора Петра Никитина. В нем жила княгиня Екатерина Павловна, останавливался император Александр I, бывали Николай Карамзин, Гавриил Державин, Алексей Мусин-Пушкин, Петр Чаадаев и другие выдающиеся деятели культуры.

В конце XIX века дворец являлся резиденцией тверских губернаторов, в XX веке размещались советы рабочих и крестьянских депутатов, губернский исполнительный комитет, штаб Красной гвардии, затем городская библиотека и музей. Во время Великой Отечественной войны дворец был частично разрушен и разграблен. К 1948 году его удалось восстановить, однако с конца 1990-х годов он вновь стал нуждаться в реставрации и в 2012 был закрыт на ремонт.

Источник: ТАСС

И вот опять: в Челябинске ради нового общежития собираются снести уникальное исторические здание

Вопрос строительства нового общежития для артистов цирка в Челябинске повис в воздухе.

Как передает корреспондент РИА «Новый День», разработанная комитетом градостроительства и архитектуры Челябинска документация по планировке территории под строительство конгресс-холла и благоустройство прилегающих к нему участков, столкнулась с претензиями горожан.

Участники публичных слушаний по вопросу планировки территории в границах улиц Братьев Кашириных, Свободы, Труда, Кирова и Береговая в Центральном и Калининском районах города с настороженностью выслушали предложения челябинских чиновников.

Согласно планам мэрии и хозяйственного партнерства «Конгресс-холл», в границах участка должны появиться трехэтажное общежитие с подземной парковкой, новая транспортная развязка с выходом через реку Миасс на улицу Цвиллинга и непосредственно здание конгресс-холла с помещением в виде моста. Кроме того, для реконструкции набережной и создания сквера в проекте планировки выделен отдельный земельный участок.

Однако участники слушаний с крайним недоумением отнеслись к намерениям построить дополнительный автомобильно-пешеходный мост через реку с выходом с развязки на улицу Цвиллинга. Сразу несколько представителей общественности заявили, что если мост и строить, то он должен быть исключительно пешеходным. К тому же при перенаправлении потока автомобилей на новый мост придется существенно переработать уже действующую развязку. Логика подобного решения оказалась горожанам непонятна.

Вызвали вопросы и намерения возвести трехэтажное общежитие рядом с ныне существующим выявленным архитектурным памятником – флигелем Жуковоского. «Это уникальное здание в стиле модерн, построенное в годы Первой мировой войны, – напомнил участникам руководитель инициативной группы «Архистраж» Юрий Латышев. – Однако на проекте планировки мы его не видим. Зато видим здание общежития. Но прежде, чем сносить этот флигель, необходимо провести государственную историко-культурную экспертизу. Если она покажет, что здание уникально, сносить его нельзя. А внеся это здание в проект планировки, который вы утвердили, вы давите на экспертов».

Чиновники заверили краеведа, что государственная экспертиза обязательно будет проведена, что вызвало одобрительный гул участников.

Наконец, со своими предложениями выступили активисты сообщества «Челябинский урбанист». «Проектом предусмотрено создание подземных переходов, – рассказали молодые челябинцы. – Мы предлагаем обойтись без них и сохранить три наземных перехода, а также устройство двух пешеходных путей от проектируемого «Сквера искусств» до улицы Красноармейской и создание зоны активного отдыха для жителей непосредственно под эстакадой улиц Братьев Кашириых, Свободы и Труда. Улицы Красноармейская и Нагорная предлагаем преобразовать в пешеходные зоны. Кроме того, вместо сноса старинных зданий можно создать исторический квартал в границах улиц Нагорная, Российская, Миасская и Красноармейская».

Глава хозяйственного партнерства «Конгресс-холл» Виталий Передрий согласился обсудить предложения урбанистов, однако весьма расплывчато. Уже во время общения с активистами в холле Дома архитектора, где проходили слушания, администратор дал понять, что от строительства подземных переходов отказаться не получится. Иначе центру города будут грозить многокилометровые пробки. Не убедили его даже планы создания единого парковочного пространства в Челябинске, которое, по идее самих же чиновников, должно снизить трафик в центре города.

Однако, в целом, горожане оказались довольны результатом. Проект планировки было рекомендовано принять, но с учетом высказанных пожеланий. «Можно сказать, что на 90% я доволен исходом слушаний, – признался РИА «Новый День» Юрий Латышев. – Нам пообещали сохранить остатки набережной начала XIX века, попытаться вписать в проект конгресс-холла Сад-остров. Что касается судьбы флигеля Жуковского… Что ж, если экспертиза сочтет возможным снести постройку, ничего не поделаешь. Но остается надежда, что она будет сохранена».

Источник: РИА «Новый День» по Уральскому федеральному округу

Церковь в Мелётове получает шанс на спасение

Обрушение церкви XV века в Псковской области может быть предотвращено. Минкультуры РФ срочно возобновляет здесь реставрационные работы

Еще в минувшем октябре реставраторы забили тревогу в связи с критическим состоянием этого объекта. Как писала ранее TANR, на протяжении лета и начала осени специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) проводили в церкви Успения Пресвятой Богородицы экстренные противоаварийные работы по спасению фресок. По утверждению ученых, сохранить уникальную роспись невозможно без восстановления самого строения. А его состояние вызывает обоснованное и растущее беспокойство: дальнейшее разрушение несущих конструкций Никольского придела неминуемо приведет к обрушению свода и всей южной стороны храма. Реставраторы подчеркивали, что «предстоящий зимний сезон может стать решающим для памятника».

Между тем перспективы сохранения церкви и фресок в середине осени выглядели безрадостными. В начале октября подведомственная Министерству культуры РФ Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации отменила ряд объявленных в августе — сентябре конкурсов на общую сумму более 1,4 млрд руб., в том числе на разработку научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ церкви в Мелётове. «Мы и еще 21 объект были выведены из этого списка министерством», — рассказал TANR Юрий Киселев, директор Псковского государственного музея-заповедника, в состав которого входит храм. Причины такого решения не были известны никому из причастных к реставрации памятника.

По мнению специалистов, церковь Успения в Мелётове — эталонный памятник псковской архитектуры и живописи эпохи расцвета местной школы. Созданные в 1465 году росписи уникальны по своим художественным качествам и иконографии: ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве. Часть из них заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает композиция с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. В одной из сцен она склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал художник-реставратор высшей категории, заведующий мастерской Центра Грабаря и лауреат Премии The Art Newspaper Russia 2015 года Александр Горматюк, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается.

TANR выяснила в Министерстве культуры, что реставрационные работы в мелётовской церкви будут возобновлены в срочном порядке. Как сообщает ведомство, об этом в ноябре в ходе рабочей встречи в Москве договорились временно исполняющий обязанности губернатора Псковской области Михаил Ведерников и министр культуры РФ Владимир Мединский. Последний пообещал вернуть историко-культурный объект в план Минкультуры по реставрации и выделить средства на полное восстановление церкви. На портале госзакупок уже появилась информация о конкурсе на разработку научно-проектной документации для проведения реставрации на 4 млн руб.

На упомянутой встрече Михаил Ведерников обратился к министру с просьбой помочь также в реставрации Анастасиевской часовни с росписями, расположенной в Пскове и пребывающей сейчас в аварийном состоянии. Часовня была возведена в 1911 году знаменитым зодчим Алексеем Щусевым, ее интерьеры украшены росписями по эскизам Николая Рериха. «Последний раз ее реставрировали около 50 лет назад, и сейчас она закрыта для посещения», — рассказал Михаил Ведерников. В ответ на обращение Владимир Мединский заверил врио губернатора, что министерство готово оказать необходимую финансовую поддержку и этому памятнику культурного наследия.

Источник: The Art Newspaper Russia

Памятникам архитектуры в Казани нашли хозяина: две мечети «вернули» России

Суд признал за Российской Федерацией право собственности на две мечети с минаретами

Арбитражный суд Татарии по иску межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области признал права собственности Российской Федерации на две мечети-памятника в Казани. Оба объекта «переданы» на баланс вместе с минаретами, но решение суда пока в законную силу не вступило, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Изначально иск был подан к министерству земельных и имущественных отношений РТ, а также МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений города Казани». Позднее в качестве третьих лиц были привлечены оба прихода мечетей и министерство культуры РТ.

Объектами спора стали Бурнаевская мечеть (1872 года) площадью 193,4 кв. м, расположенная на улице Ахтямова, 7, и Закабанная мечеть (введена в 1914 году) площадью 499,2 кв. м. на улице Хади Такташ, 26. Оба объекта включены в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники местного значения, постановлением Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года.

Минарет Бурнаевской мечети предоставлен в постоянное пользование министерству культуры РТ, а на участок зарегистрировано право собственности республики. Минарет второй мечети, в свою очередь, предоставлен мусульманской религиозной организации — самому приходу, а сведениях о правах на участок отсутствуют. Последний в связи с этим относится к землям не разграниченного использования, то есть муниципалитета.

«Сведения о зарегистрированных правах собственности на здания мечетей отсутствуют. Из ответов министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и комитета земельных и имущественных отношений Казани на запросы Территориального управления следует, что вышеуказанные объекты не содержатся ни в реестре государственной собственности Республики Татарстан, ни в составе муниципальной собственности г. Казани», — отмечается в постановлении суда с указанием, что отсутствие зарегистрированного права РФ на данные объекты препятствует их передаче в собственность или безвозмездное пользование.

В апреле 2000 года обе мечети постановлением кабинета министров РТ отнесены к памятникам истории и культуры федерального значения. В суде также выяснилось, что оба минаретных завершения мечетей уже отнесены к федеральной собственности.

Суд учёл, что минареты и мечети «образуют единый комплекс, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, памятником истории и культуры».

Как ранее сообщало  ИА REGNUM, это не единственный спор об объектах культурного наследия, который в этом году развернулся в Казани. В октябре 2017 года министерство культуры РТ в суде «изъяло» у собственника два дома-памятника на улице Баумана. Оба они находились в аварийном состоянии и требовали срочных работ. Ответчик — ООО «Дом на Проломной» пытается обжаловать решение суда и если это ему не удастся, то здания будут изъяты и проданы на публичных торгах. Рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 19 декабря.

Источник: ИА REGNUM.

Шесть миллионов рублей пустили на халатную реконструкцию памятника архитектуры 

Халатный подход к ремонту фасада исторической застройки взбудоражил ростовских активистов.

Очередное небрежное отношение к с старинным постройкам города показали рабочие при проведении ремонта старинного купеческого особняка на улице Баумана, 43. Выполняя свою работу, они совершенно не задумывались о сохранении архитектурных особенностей исторического здания. Трещины просто замазали, заодно уничтожив русты, а остатки фасадного декора спрятали под толстым слоем штукатурки.- Этим летом, когда вокруг дома появились леса, мы наивно полагали, что составители сметы капремонта учли очевидные проблемы фасада, по карнизу которого шли трещины. Думали, стягивать будут, как минимум, — написал известный ростовский активист движения «Мой фасад».

Укреплять строители ничего не стали, а сделали лишь поверхностный ремонт, заодно уничтожив уникальные архитектурные особенности здания. Что-то упростили, а некоторые части отбили вовсе. Из-за такой небрежной реконструкции исторической застройки, которая предположительно была возведена в 1900 году, здание рискует полностью утратить свой первоначальный облик. Как только активисты заметили странности проводимого капремонта, они немедленно сообщили об этом в ростовский департамент ЖКХ. Пока никакой реакции на обращение не последовало и есть большая вероятность того, что от старинного купеческого особняка могут остаться только воспоминания и старые фотографии.Отметим, что на проведение капремонта старинного купеческого особняка было выделено шесть миллионов рублей.

Источник: «Блокнот Ростов-на-Дону»

Исторические города РФ могут получить дополнительные средства на благоустройство

Финансирование программы благоустройства и формирования комфортной городской среды может быть увеличено для работы в исторических городах, сообщил в среду министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень на первом заседании экспертного совета по этой теме.

«Возможно, будут еще дополнительные средства в рамках этой программы, которые пойдут историческим городам. Но решение пока не принято», — сказал М.Мень.

Как сообщалось, приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» был запущен в этом году. На благоустройство в субъектах РФ в 2017 году из федерального бюджета выделено 25 млрд рублей. С учетом софинансирования со стороны регионов в этом году на проект выделяется 45 млрд рублей.

Источник: Интерфакс Недвижимость

В центре Иркутска восстановят несколько горелых «деревяшек»

В Иркутске в 2018 году приведут в порядок девять деревянных домов, пострадавших во время пожаров. Эти объекты находятся в историческом центре города и попадают в границы «Иркутских кварталов». Об этом 28 ноября на пресс-конференции рассказал руководитель АНО «Иркутские кварталы» Сергей Маяренков.

– По каждому объекту мы уже определили, каким путём его приведём в порядок. Некоторые из них обрели собственников, некоторые разобраны для реставрации, по каким-то идёт проектирование, – рассказал Сергей Маяренков.

Два из этих дома уже расселены частным инвестором – это здания по адресам Байкальская, 29, Карла Либкнехта, 76. По дому на улице Борцов революции, 12 согласовывается сумма компенсации за расселение с последним собственником. Расселят и памятник регионального значения на Партизанской, 25б.

Через Агентство развития памятников Иркутска будут восстанавливать дома на Подгорной, 16 и 22. По дому на Партизанской, 33 достигнута договорённость о ремонте между собственниками, а по дому на Борцов революции, 10 прорабатывается механизм приобретения последней квартиры в собственность «Фортуны». По зданию по Софьи Перовской, 29 готовятся документы для подачи в суд.

Источник: ИА «Телеинформ»

Фабрика Франка Реддавея получила статус объекта культурного наследия

Фабрика Франка Реддавея на западе Москвы вошла в список объектов культурного наследия.

«Объект включает кладовую, производственный цех с мастерскими и кузницей, краскотерку с подъемной башней, западный и восточный производственные цеха, дом директора и жилой дом для рабочих», — сообщили в пресс-службе столичного департамента культурного наследия.

Здания фабрики находятся в историческом промышленном районе Москвы на левом берегу реки Сетунь на Витебской улице, дом 9, строения 2, 3, 4, 6, 7, 28, и дом 7, строение 1.

С 1885 по 1892 годы в зданиях располагалась фабрика ультрамариновой краски Дешана и Фрейнда. В 1895 году ее купило товарищество британского подданного Франка Реддавея, который запустил здесь производство брезентов, клеенок, приводных ремней и непромокаемых тканей. В 1974 году фабрику переименовали в завод «Искож».

Источник: The Village

Доходные дома на Малой Посадской стали объектами культурного наследия

Бывшие доходные дома Шарля де Риц-а-Порта на Малой Посадской улице в Петербурге  включены в список объектов культурного наследия регионального значения. Об этом 29 ноября сообщает пресс-служба КГИОП со ссылкой на распоряжение главы комитета Сергея Макарова.

Новый статус обрел комплекс из пяти зданий: два дома, выходящие фасадами на Малую Посадскую (№ 17А, 15А), и три дворовых корпуса (№ 17В, 15В и 15Б). Они были построены в 1908 – 1910 годах по проекту  архитектора Фёдора Лидваля, одного из ярких представителей стиля «северный модерн». Владельцем зданий был швейцарский подданный Шарль де Риц-а-Порт. Среди квартирантов числились архитектор Андрей Нидермейер, филолог-славист Николай Каринский, профессор медицины Михаил Черноруцкий, ботаник Василий Пашкевич.

Как отмечают в КГИОП, в домах де Риц-а-Порта сохранилось не только оформление фасадов, но и внутреннее убранство – плитка в вестибюлях и на лестничных площадках, металлические ограждения маршей, латунные ручки. Все здания являются многоквартирными жилыми домами, на первых этажах лицевых домов располагаются магазины и кафе.

Источник: «Фонтанка» — петербургская интернет-газета

В Новой Ладоге реставрируют здание историко-краеведческого музея

Как сообщает пресс-служба губернатора и правительства Ленобласти, Новоладожский историко-краеведческий музей встретит свое 30-летие комплексной реставрацией своего основного здания, являющегося памятником культуры регионального значения.

Реставрацию здания финансирует региональный бюджет. Планируется отремонтировать кровлю, фасады, керамический декор, окна и двери, паркетные полы, внутреннюю штукатурную и лепную отделку.

После завершения ремонта в основное здание музея вернется постоянная экспозиция, временно перемещенная в «Дом офицерского собрания».

Источник: АСН инфо

Дмитрий Пристансков: Объекты культурного наследия – не просто объекты имущественных прав

В работе с памятниками Росимущество намерено руководствоваться словами Дмитрия Сергеевича Лихачева

Росимущество и объекты культурного наследия – тема весьма актуальная, иногда и конфликтная. Министр культуры РФ Владимир Мединский однажды даже пообещал пожаловаться на коллег в Правительство.  Однако в ноябре 2017 года на Санкт-Петербургском Международном культурном форуме Росимущество сделало важный шаг, подписав с ВООПИК соглашение о сотрудничестве в сфере сохранения и популяризации объектов культурного наследия. Фактически ведомство впервые приняло на себя публичные обязательства в этой области. Какой теперь будет политика Росимущества по отношению к культурному наследию? На наши вопросы отвечает Дмитрий Пристансков — заместитель министра экономического развития Российской Федерации — руководитель Росимущества.

— Дмитрий Владимирович, в рамках VI Санкт-Петербургского культурного форума Вами подписано соглашение о сотрудничестве с ВООПИК. Это ведь первое подобного рода соглашение с общественной организацией?

— Да, для Росимущества это, действительно, первое соглашение в сфере культуры с общественной организацией. И это означает, что мы выносим проблематику на новый уровень, так как объекты культурного наследия – это не просто объекты имущественных прав с обычным правовым регулированием. Это объекты особого статуса, отсюда и тонкая настройка юридического свойства, иной порядок вовлечения в хозяйственный оборот, специальный, более сложный порядок приватизации. Самое главное – это узкоспециальное правовое регулирование сферы охраны, реконструкции и восстановления памятников. Поэтому нам крайне важно привлечь к этим вопросам внимание общественности и помощь волонтерских движений.

Кстати, насколько нам известно, в ближайшие месяцы Госдумой должен быть принят подготовленный  по поручению Президента России законопроект о добровольческих (волонтерских) движениях, который будет регулировать порядок привлечения добровольцев (волонтеров) к решению общественно значимых вопросов, определять их правовой статус, меры господдержки.

Поэтому подписание такого соглашения со всероссийской общественной организацией, которая занимается сохранением и популяризацией памятников истории и культуры – важный и ответственный шаг.

— А что конкретно изменится в работе Росимущества с памятниками после подписания соглашения? Возможно, будут разработаны какие-то методики, разосланы циркулярные письма в территориальные управления?

— Мы совместно с общественными экспертами проработаем методические рекомендации, чтобы на местах в наших территориальных управлениях понимали, как обеспечивать взаимодействие с подразделениями общественных организаций, с региональными органами власти, с органами государственной охраны наследия на местах.

Важно не просто подписать документ, важно привлечь все ресурсы общественной экспертизы, профессиональные возможности и трудовые ресурсы ВООПИК к решению нашей общей проблемы. А лучше сказать – к нашему общему делу.

В стране около 7000 объектов культурного наследия, находящихся в собственности РФ. И среди них масса объектов, которые невозможно или крайне затруднительно вовлечь в хозяйственный оборот. Например, деревянные храмы Русского Севера – да и деревянное зодчество в целом; сторожевые башни на Северном Кавказе; исторические захоронения; есть и полностью разрушенные объекты. В бюджете страны сейчас нет финансовых возможностей, чтобы для каждого объекта обеспечить возможность хотя бы сохранения в нынешнем виде. И здесь для Росимущества важна помощь общественности, волонтеров. Мы должны выработать общий план работы.

Но надо понимать, что у объектов  различная правовая ситуация. Есть объекты культурного наследия, закрепленные за теми или иными учреждениями на вещном праве, есть объекты, которые используются сторонними региональными организациями, скажем, по договору безвозмездного пользования.

По-разному строится и механизм охраны этих объектов, и оформления охранных обязательств. Если объект в казне – значит, полностью вся нагрузка по сохранению и поддержанию лежит на Росимуществе. Но для этого нужно отдельное финансирование, которое сейчас отсутствует в необходимом объеме.

— Есть ли в Росимуществе отдельная стратегия или программа по работе с объектами культурного наследия?

— Специальной программы пока нет… Но для понимания ситуации нужно разделить объекты на некоторые виды.

Первый – это музейные ценности, а также объекты, не представляющие коммерческого интереса, которые трудно или невозможно вовлечь в коммерческий оборот. Это, как я уже говорил, башни, форты, захоронения, деревянные храмы. Кстати, деревянное зодчество, на мой взгляд, нуждается в особом механизме охраны.

И второй вид – это объекты, которые можно вовлечь в коммерческий оборот, например, сдать в аренду с обязательством пользователя нести финансовые расходы на реконструкцию и реставрацию. В 2015 году в закон о приватизации были внесены изменения, которые позволяют приватизировать объекты культурного наследия посредством проведения конкурсных процедур. Мы сейчас видоизменяем правовые нормы. Нужно урегулировать вопрос с земельными участками, на которых они располагаются. А это отдельный порядок вовлечения в хозяйственный оборот. Поэтому мы сейчас предложили следующий вариант: если объект находится в удовлетворительном состоянии, то он продается вместе с земельным участком через аукцион, что логично. Если же памятник в неудовлетворительном состоянии, то это требует определенных обременений со стороны будущего пользователя и гарантий для государства. Поэтому мы предложили следующее: в течение определенного времени пользователь проводит реконструкцию в установленном порядке, после чего имеет право оформить в собственность также и земельный участок. До тех пор он владеет им на праве аренды. Если же пользователь в сроки, отведенные по договору, не справился, не выполнил охранные обязательства, не произвел реконструкцию, то объект подлежит возврату в федеральную собственность. Сейчас мы прорабатываем меры правовой защиты и постприватизационного контроля.

И вот как раз соглашение с ВООПИК нам будет полезно с точки зрения организации постприватизационного общественного контроля. Так как у нас нет отраслевой специальной профессиональной экспертизы. В этом направлении надо подумать и выработать предложения.

— Можно ли считать, что Росимущество готово в связи с начавшимся сотрудничеством с ВООПИК обратить пристальное внимание на работу с объектами культурного наследия?

— Я бы сказал – еще более пристальное. И мне очень понравились слова Дмитрия Сергеевича Лихачева, которые использованы в качестве эпиграфа на сайте ВООПИК: «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». Думаю, эта цитата должна стать нашим руководством к действию.

Беседовали Евгения Твардовская, Константин Михайлов

Источник: сайт «Хранители Наследия»

Южноуральский бизнесмен вложился в купеческий особняк XIX века и открыл в нём хостел

В Троицке в знаменитой усадьбе купца Осипова открыли хостел. Это один из немногих примеров совмещения интересов бизнеса и сохранения объектов культурного наследия. Местный предприниматель отреставрировал главный дом усадьбы и готов вернуть былое величие фасаду купеческого особняка.

Усадьба интересна тем, что в ней сохранился не только дом, но и некоторые постройки внутри двора. Несмотря на это, денег на реставрацию здания никто не выделял. За несколько лет дом обветшал и рисковал разрушиться совсем. В прошлом году за реставрацию взялся местный предприниматель Александр Ерахтин.

— Не нами было построено, не нам разрушать. Было бы очень жаль, если бы Троицк потерял такой красивый дом, — рассуждает бизнесмен. — Конечно, для нас статус особняка создаёт определённые трудности. Например, если проектная документация для обычного здания обходится в 300 тысяч, то для объекта историко-культурного наследия регионального значения

— в 1,5 миллиона рублей.

Усадьбу построили в 1880 году. Купец и меценат Александр Осипов умел удивить горожан — здание до сих пор приковывает взгляды затейливым фасадом, сделанном в стилях неоклассицизма и модерна. В годы Первой мировой войны Осипов разместил в хозяйском доме лазарет на 50 коек. А в 1919 году покинул Троицк с отступающей армией Колчака. Затем в доме работал Александр Карташев — командир первого Красного казачьего полка имени Степана Разина. Краеведы отмечают, что в голодные 20-е годы он спас не одну сотню жизней, обеспечивая население продовольствием вопреки разнарядкам. В советское время в усадьбе располагались уездный исполком, городская и районная прокуратура, которая освободила помещения около десяти лет назад. На память об этих годах остался обшарпанный фасад и стены, замазанные густым слоем краски.

В первую очередь, реставраторы взялись за внутреннее убранство дома. В нём сохранили расположение комнат, «родные» двери, восстановили примерное стилистическое оформление, лепнину.

— Под слоями краски рабочие обнаружили роспись. Краеведы говорят, что в таком стиле была украшена вся гостиная. В будущем мы планируем расписать стены по образцу обнаруженного фрагмента, — рассказал Александр Ерахтин.

Специалисты удивляются тому, насколько грамотно строились дома. Так, толщина стен на северной стороне особняка доходит до метра, а на солнечной — чуть меньше. Сам дом был разделён на части — одна предназначалась для гостей, другая — для хозяев. Например, в гостевой половине все подоконники каменные, в остальных же комнатах — деревянные. При реставрации цокольного этажа рабочие обнаружили бересту. Как оказалось, она использовалась в качестве теплоизоляционного материала.

— Мы даже душевые комнаты и туалеты организовали там, где они предполагались строителями дома — внизу особняка, поскольку там сделаны все коммуникации, — отметил Александр Ерахтин.

Для того чтобы пожить в купеческом особняке, туристам придётся заплатить за место 500 рублей. Вырученные средства бизнесмены направят на дальнейшую реставрацию. В планах у Александра Ерахтина — обновление фасада дома.

— В советское время его окрасили в один светлый тон, на самом деле во времена Осипова особняк был «нарядным» — красивого красного цвета. А элементы декора под крышей, возле окон были белыми. Мы хотим вернуть первозданный облик дому, чтобы все увидели его таким, каким он был в конце 19 века, — рассказал Александр Ерахтин.

Всего в Троицке более 900 исторических зданий.

Добавим, что в Челябинске без хозяина осталось здание ХIХ века в историческом центре Челябинска — на улице Цвиллинга, 8. Аукцион по продаже дома был признан несостоявшимся. До этого театральный художник Тимур Дидишвили предлагал открыть художественную галерею и бесплатно показывать картины горожанам.

Источник: сетевое издание «74.ру»

 

 

 

 

Актуальные новости

Документальный фильм о горной Ингушетии под названием «Край тысячи башен» покажет телеканал «Моя планета»

11.12.2017

Премьера документального фильма о горной Ингушетии под названием «Край тысячи башен» состоится во вторник 12 декабря в 16.00 – его...
КГИОП изучит возможность применения инновационного обеззараживающего препарата на памятниках деревянного зодчества

11.12.2017

На официальном сайте КГИОП появилась информация о том, как «в рамках программы 29-ой отраслевой недели 2017 года «Строительство» в Центре...
Обзор материалов СМИ (за период: 04.12.2017 – 11.12.2017 г.)

11.12.2017

Этнографический музей в Петербурге начнут реставрировать в 2018 году; Родовую усыпальницу Некрасовых откроют после реставрации в Ярославской области; Сбербанк выставил...
Больше новостей

Подписка на новости