Обзор материалов СМИ (06-13 марта 2017 г.)

В Калининграде продолжается реставрация дома философа Канта 

Музей, которого нет. Новости о том, что так называемый Домик Канта в Калининградской области восстановят, циркулируют на протяжении более трех лет, и только сейчас, из теоретической плоскости дело постепенно переходит в практическую стадию. Строители укрепляют фундамент и монтируют инженерные системы. А еще в планах разбить «философский сад». Все работы собираются завершить к октябрю этого года. Как выглядит дом сейчас расскажет Виталий Хвалей.

«Домик Канта» восстановят к октябрю. Реставраторы уже демонтировали аварийные части ветхого здания и готовятся к работам по укреплению фундамента. «Домиком Канта» в Калининградской области называют строение в поселке Веселовка Черняховского района. Оно было построено во второй половине ХIХ – начале ХХ веков на месте разрушенного «Дома пастора». Здесь в середине XVIII века несколько лет жил и работал философ Иммануил Кант.

Домик Канта окружен плотным забором. Строители демонтировали прогнившие балки, разобрали опасные участки стены. При расчистке прилегающей территории обнаружены печные изразцы. Для реставраторов каждый элемент имеет значение.

Решение о проведении реставрации было принято в 2013 году. О том, что Кант работал здесь в качестве домашнего учителя, жители Веселовки узнали из газет.

О молодости философа известно немного, однако биографы Канта уверены, что бывший Юдшен в становлении ученого сыграл заметную роль. В 2015 году Домик Канта был включен в перечень памятников под названием «Усадьба пастора прихода Юдшен, связанная с жизнью и деятельностью философа Иммануила Канта».

Неизвестно, спускался Иммануил Кант в этот подвал или нет, но именно эти камни фундамента свидетели той эпохи.

«Главное это память места, если можно сказать. В этих помещениях может быть воссоздана атмосфера пасторского дома XVIII века и расположиться экспозиционные комплексы о жизни и деятельности молодого Канта», – считает заместитель директора Калининградского областного историко-художественного музея Анатолий Валуев.  

В планах закладка «философского сада», парковая зона будет простираться до Анграпы. Для тех, кто путешествует по реке, появится пристань.

/Россия Культура/

Выльгортский терем разрушается изнутри

Памятнику архитектуры «в петушином стиле» требуется срочный ремонт

В центре села Выльгорт стоит прекрасное здание в виде древнерусского терема. Долгие годы в нем располагались начальные классы Выльгортской средней школы, а ныне это Музей истории и культуры Сыктывдинского района.

Ценность выльгортского памятника архитектуры еще и в том, что это последнее сохранившееся в первоначальном виде здание, построенное по проекту первого профессионального коми архитектора Александра Холопова. Вторая из построек зодчего – бывшая школа №13 в Сыктывкаре разрушена вандалами и временем и выставлена в долгосрочную аренду по цене один рубль в год. Но, как выяснилось, в срочном ремонте нуждается и выльгортское творение Александра Холопова.

Чудо-здание, как называют его местные краеведы, было построено в начале XX века. Проект Выльгортского двухклассного земского училища был заказан Александру Холопову, который в тот период жил в Санкт-Петербурге, но не прерывал связи с родиной. В русской архитектуре тогда было очень популярно национально-романтическое направление, получившее название «петушиный стиль». Именно этот нарядный стиль и выбрал для училища зодчий.

Здание возвели на кирпичном фундаменте из круглого леса с богатой декорацией, выразительным орнаментальным оформлением фасада и крыльца. Работы были начаты в июне 1912 года и окончены 12 января 1914 года. Прошло больше ста лет, но «петушиный терем» стоит прямо, как свечка, потому что все бревна были строго одинаковыми и пропущенными через венец.

Первым директором училища был Никон Старовский – отец известного ученого и государственного деятеля, руководителя Центрального статистического управления СССР Владимира Старовского, чье имя сейчас носит улица в Сыктывкаре.

В советские годы в самой красивой постройке Выльгорта разместились начальные классы школы. В просторных коридорах проводились линейки, на переменах дети водили хороводы. В 1969 году здание объявили памятником архитектуры, но оно по-прежнему оставалось школой. В теплые майские дни учителя открывали дверь на балкон, однако ребятне выходить на него не разрешалось. Наконец, в 1999 году шедевр первого коми зодчего был передан под музей.

О том, что внешне по-прежнему нарядное здание уже давно начало разрушаться, «Республике» рассказал директор музея Сыктывдинского района Владимир Муравьев. Сам он лишь недавно возглавил это учреждение культуры и с удивлением узнал, что благополучной визитная карточка Выльгорта выглядит только с фасада, а сзади постройка уже не столь презентабельна: некрашеная обшивка местами прогнулась, и сквозь эти щели видны прогнившие венцы.

– Неправильно были сделаны сливы, и вода течет прямо на стены, из-за этого начали рушиться верхние декоративные конструкции, а нижние венцы превращаются в труху. Пожарная лестница ветхая, по ней опасно подниматься. Соединения электропроводов тоже старые, видите дыры? – показывает места разрушений Владимир Муравьев.

Единственное, за что спокоен директор музея, это крыша здания.

– Крыша – это достижение почетного гражданина нашего района Эммы Алексеевны Налимовой. Именно ей принадлежит идея сделать памятник архитектуры музеем, и она добилась того, чтобы отремонтировали крышу, заново ее покрыли, – продолжил рассказ собеседник издания.

В декабре, когда Владимир Муравьев только приступил к работе на посту директора музея, была проведена сметокалькуляция, и выяснилось, что ремонт музея обойдется в 4,5 миллиона рублей. И тогда же новоиспеченный директор узнал, что один миллион, оказывается, был выделен в 2016 году в рамках республиканской программы «Культура». Участие в программе предполагает софинансирование из бюджета муниципалитета. Районная казна свою долю внесла – 111 тысяч рублей. Этих денег хватило, чтобы отремонтировать крыльцо – новыми досками застелили веранду и изготовили новую лестницу. А вожделенный миллион, на который можно было заказать проект и начать ремонтные работы, чтобы остановить процесс дальнейшего разрушения, на счета музея так и не перечислили. Как объяснили руководителю учреждения в районном отделе культуры, деньги вроде как должны были перекочевать в бюджет текущего года, но этого не произошло.

Сейчас Владимир Муравьев стучится буквально во все двери. За помощью он уже обратился в республиканское министерство культуры, в Государственный Совет Коми, к руководству Монди СЛПК, которое могло бы выделить Сыктывдинскому району средства в рамках социального партнерства.

– Никто не отказывает, но помощь обещают в лучшем случае в 2018 году, а меры по сохранению здания нужно принимать безотлагательно, – беспокоится директор музея. – И потом, чем позже начнутся ремонтные работы, тем дороже они будут стоить.

Галина ВЛАДИС

/Республика/

 

В Вологодской области в этом году проведут ремонт и реставрацию ряда объектов культурного наследия

По итогам формирования бюджета в рамках государственных программ Минкультуры РФ на территории Вологодской области в 2017 году запланирован ряд мероприятий, направленных на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия. Средства выделены из федерального и областного бюджетов, сообщает vologda-oblast.ru.

В настоящее время получены разрешения и ведутся работы по сохранению ряда объектов культурного наследия:
«Ансамбль Вологодского кремля: Софийский собор, XVI-XIX вв.». В феврале 2016 года с одного из куполов Софийского собора был демонтирован накренившийся крест. К этому лету планируется завершение ремонтно-реставрационных работ, воссоздание и реставрация крестовых растяжек.
«Ансамбль Воскресенского Горицкого женского монастыря (XVI-XIX вв.) Казенный корпус у северо-западной стены (первая половина XIX в.)». В мае 2015 года на объекте зафиксировано обрушение части стен и перекрытий служебного корпуса, а также ограды. К лету 2017 года планируется укрепление существующих стен, аварийных проемов, установка временной кровли.

Также в 2017 году выделены средства на продолжение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Церковь Богоявления (деревянная), 1733 г.» в селе Палтога Вытегорского района. Деревянная церковь является памятником федерального значения. Раньше это был пятиглавый храм из темной лиственницы и сосны. В XX веке здесь уже проводились реставрационные работы: церковь обшили тесом, убрали четыре боковые главки, оставшуюся покрыли листовым железом. Однако в конце января 2009-го года купола храма обрушились. С 2010 года церковь находится в пользовании Кирилло-Белозерского музея-заповедника, на возобновление реставрационных работ из федерального бюджета в 2017 году выделено более 13 млн. рублей.

Большие работы планируются и в Кирилло-Белозерском монастыре. С целью развития туристической инфраструктуры района принято решение об устройстве гостиницы прямо в монастыре в прясле стены между Белозерской и Косой башнями. Для номеров предполагается использование первого и второго ярусов стены XVII века в пределах Тюремного двора. Авторы проекта предлагают утеплить своды под кирпичным полом третьего яруса, остеклить арочные проемы второго яруса, утеплить кровлю над первым ярусом. Использование третьего яруса предполагается в качестве неотапливаемой экскурсионной зоны. Расположение гостиничных номеров предусмотрено в существующих помещениях первого этажа, а также в проектируемых помещениях на галерее второго яруса с видом на центральную часть монастыря и Сиверское озеро. Такие вмешательства в объемно-пространственную структуру здания не затронут принципиальных элементов исторических конструкций и архитектурных элементов. Первый этап работ на объекте проведен в 2014 – 2015 гг. В нынешнем году второй этап работ включает реставрацию и приспособление первого и второго яруса.

Кроме того, в 2017 году на территории Кирилло-Белозерского монастыря планируется проведение реставрационных работ Церкви Иоанна Предтечи (1531 – 1534), Церкви Сергия Радонежского (1560, 1594). Также планируется разработка проектной документации для реставрации мемориального комплекса в честь преп. Кирилла Белозерского и объекта «Усыпальница Симоновых ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря, XV-XVII вв.».

В Успенском соборе ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря и в Соборе Рождества Богородицы ансамбля Ферапонтова монастыря в 2017 году будут проведены работы по сохранению монументальной живописи.

На средства, выделенные из областного бюджета, в 2017 году будут проведены ремонтно-реставрационные работы в усадьбе Брянчаниновых в селе Покровское Грязовецкого района (ремонт кровли и крыльца усадьбы), в церкви Иоанна Предтечи в Белозерске, а также в доме, в котором в 1787 – 1815 и в 1833 – 1855 гг. жил Константин Батюшков, расположенном в Вологде по адресу: Батюшкова, 2 /пр. Победы, 29.

/Cultinfo/

Что собираются сделать из Конюшенного ведомства

На сайте Комитета по культуре Петербурга появилась концепция музейного культурно-просветительского центра в Конюшенном ведомстве. «Город 812» расспросил председателя комитета Константина СУХЕНКО о начинке проекта: кто будет заниматься этим памятником и во что это все обойдется.

– Музей Густава Маннергейма в его бывшей квартире откроется?
– Наша задача – скорейшее восстановление Конюшенного ведомства как объекта культуры. Предложения о воссоздании квартиры ранее высказывались, но после известных событий с мемориальной доской об этом можно забыть.

– Правильно ли я понимаю, что восстановить Конюшенное ведомство за счет городского бюджета быстрее и надежнее, чем искать нового инвестора?
– Работа с инвесторами всегда содержит риски. Да и нет сейчас инвесторов, готовых вложиться в создание задуманного городом  универсального культурного центра. А ценнейший памятник архитектуры надо спасать. На его реставрацию потребуется примерно 3 млрд рублей, в итоге мы получим музейные и выставочные пространства, зал для концертов и театральных спектаклей, открытые площадки для праздников, информационно-туристический центр.

– И дальнейшее содержание ляжет на городской бюджет?
– Объект культуры вовсе не означает, что его выставочные и концертные площадки не могут сдаваться в аренду. При правильном администрировании востребованность Конюшенного ведомства очевидна.

– Кстати, о какой общей площади зданий идет речь? Называются разные цифры.
– По документам там 13 тысяч кв. метров, но сохранилось между 10 и 11 тысячами.  Снесены два дворовых флигеля, в юго-восточной части здания уничтожены  перекрытия… Все это предстоит восстанавливать.

Но прежде придется заново исследовать состояние памятника, провести экспертизы. Надо проверить, так ли катастрофически загрязнены почвы, как это утверждалось прежде. Затем создать проект приспособления Конюшенного ведомства под музейный центр.

– И займется всем этим Музей истории Петербурга? То, что Конюшенное ведомство передается ему в оперативное управление, известно давно.
– Официальный документ о передаче ожидается в ближайшее время. После этого музей сможет получить выделенные из городского бюджета на 2017 год 267 млн рублей для проведения технических экспертиз, а также работ по консервации и созданию проекта реставрации Конюшенного ведомства.

– Храм Спаса будет выделен из имущественного комплекса Конюшенного ведомства?
– Церковь высказывала пожелание заключить отдельный договор с городом. Но это сильно усложнит управление комплексом. Разумеется,  мы предполагаем в ходе реставрации Конюшенного ведомства выполнить работы и по реставрации фасадов церкви.

– Кто будет заказчиком самих  работ по приспособлению Конюшенного ведомства в музейный центр, будет  отвечать за реализацию представленной Комитетом по культуре концепции?
– Сейчас идет поиск схемы, которая устроила бы всех участников процесса.

Необходимые пояснения

В 2010 году городские власти заключили инвестиционный договор с компанией «Плаза Лотос Групп», контролируемой братьями Зингаревичами. Бизнесмены намеревались приспособить Конюшенное ведомство под апарт-отель. Проект готовился в тайне от общественности, но до нее доходили  слухи о том, что самое ценное с точки зрения архитектуры  – галереи бывших конюшен – предполагается разделить на апартаменты.

В 2015 году после продолжительных протестов градозащитников инвестиционный контракт был расторгнут. Сразу ребром встал вопрос, что делать дальше. Предлагались разные варианты: Музей блокады, Музей лошадей, Музей карет и т.д. Позже появились разговоры о создании в Конюшенном ведомстве многофункционального культурного центра с современной инфраструктурой.

Одновременно разные источники утверждали, что памятник передадут Музею истории Петербурга, чтобы он развернул там показ своих многочисленных фондов.

После этого возникла долгая пауза, и полной ясности с тем, что будет в Конюшенном ведомстве, нет до сих пор. Там столкнулись интересы (в алфавитном порядке): Комитета по инвестициям, Комитета по культуре, Комитета по строительству и Комитета по экономической политике и стратегическому планированию. Церковь, владеющая храмом Спаса на Конюшенной, заявила о желании прирасти еще 1,5 тысячами кв. метров помещений, выходящих на Конюшенную площадь.

Бизнес, хотя и осторожно, присматривается к Конюшенному ведомству в расчете на то, что городские власти решат уменьшить нагрузку на бюджет и разрешат коммерческое использование помещений. 3 млрд из бюджета в течение 7 лет на реконструкцию представляется многим недостаточной суммой. Тем более что речь идет о реставрации, о спасении сложного памятника, который много лет не используется и разрушается.

Возможно, кому-то не дают покоя лавры Романа Абрамовича. При всей дороговизне и сложности реставрации Новой Голландии там за несколько лет создано первое за постсоветские годы городское общественное пространство, популярное у горожан, известное туристам, которые хоть на шаг отходят от стандартного набора посещений. Не исключено, что кто-то рассчитывает сначала «зайти» в Конюшенное ведомство, а потом – как карта ляжет: вдруг власти станут лояльнее и разрешат небольшой отель, потом еще один.

Источники говорят о том, что Музей истории Петербурга станет титульным владельцем Конюшенного ведомства, на которого будут возложены первоочередные противоаварийные работы. Но это вовсе не означает, что музей станет заказчиком основных работ по приспособлению памятника для современного использования. Это может быть и другая организация.
Впрочем, свой бонус в виде нескольких тысяч квадратных метров музей получит.

Наблюдатели полагают: Комитет по культуре опубликовал  концепцию музейного культурно-просветительского центра, которая  в общих чертах была давно готова, с одной главной целью – сдвинуть с мертвой точки процесс превращения бывшего энкавэдэшного гаража во что-то более достойное исторического центра Петербурга.

/Город 812/

Другие обзоры:

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ СМИ (С 11 ПО 18 СЕНТЯБРЯ 2017 Г.) 
ВЛАДИМИР ИЛЮХИН ПРОВЕРИЛ ХОД РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ ДОРА В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ Губернатор Камчатского края Владимир ...
ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ СМИ (С 4 ПО 11 СЕНТЯБРЯ 2017 Г.)
Петербуржец отремонтировал парадную в историческом здании На портале The Village вышел рассказ жителя Петербурга Кирилла ...
ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ СМИ (28 АВГУСТА ПО 4 СЕНТЯБРЯ 2017 Г.)
1.Памятник архитектуры в центре Хабаровска продали за 11,6 млн рублей Доходный дом Сыромятникова – памятник ...
ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ СМИ (21-28 АВГУСТА 2017 Г.)
  1.Барнаульский архитектор развеял слухи о том, что ресторан «Русский чай» — новодел Периодически в ...
ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ СМИ (14-21 АВГУСТА 2017 Г.)
1.Культурное наследие: Охрана и надзор В Москве пройдет Третий Всероссийский семинар-совещание по вопросам государственного надзора ...
Все обзоры